Работа с изображениями. Всемирная история
Изобразительные материалы могут быть использованы на уроках истории по различным темам изучаемого курса для развития предметных и метапредметных умений.
Моя библиотека
Комплексная работа с произведениями искусства способствует развитию
критического мышления, умения анализировать историческую информацию,
умения сравнивать разные знаковые системы, источники информации, а также
умения высказывать точку зрения и аргументировать ее.
Картина может быть использована при изучении темы «Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура».
Задания.
1. Сравните описание заговора против Цезаря в учебнике и на картине. Какие исторические события подметил художник?
2. Как объясняли участники заговора своё отношение к Цезарю? Предположите, какие аргументы они приводили в пользу убийства правителя.
3. Мы видим, что Цезарь погиб у подножия статуи Помпея. В чём символизм данного эпизода?
4. Предположите, что заговорщики сообщили о том, что они сделали, римскому народу. Какова будет реакция римского общества?
Методический комментарий. Обратите внимание учащихся, что многие участники заговора были сторонниками побеждённого Цезарем Помпея (особенно при обсуждении третьего задания). Кроме того, заговорщики настаивали на своей приверженности духу истинной республики. При работе со вторым заданием возможно применение метода драматизации. Последнее задание может стать своеобразным мостиком к следующему уроку. Сейчас учащиеся могут высказывать и аргументировать различные предположения, но затем важно подвести их к пониманию, что среди армии и плебса у Цезаря было много сторонников. Кроме того, многие, получившие должности при Цезаре, побоялись выступить с его критикой, чтобы не возникло сомнения в их заслугах. Поэтому активным участникам заговора пришлось спасаться бегством.
────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────
Картина может быть рекомендована при изучении темы «Крестовые походы» в комплексе с фрагментом речи папы Урбана II в Клермоне.
Задания.
1. Опишите, представителей каких социальных групп вы видите? Как вы смогли определить их статус?
2. Изучите фрагменты речи Урбана II. Какое впечатление она производит на собравшихся?
3. Опишите события, происходившие в Клермоне, от лица любого персонажа, используя картину и текст источника. Предложите, какими могут быть последствия.
Методический комментарий. Картину и источник целесообразно использовать при изучении нового материала. Речь Урбана II о необходимости освобождения Святой земли вызвала воодушевление у всех собравшихся. Здесь можно обратить внимание на то, что практически у каждого социального слоя были свои причины участи в крестовом походе: расширение земельных владений, мечта о богатстве и процветании, усиление влияния.
────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────
Картина может быть использована при изучении темы «Реформация и контрреформация в Европе».
Задания.
1. Перед вами разговор императора Священной Римской империи Карла V и Мартина Лютера, который был вызвал на имперский сейм в 1521 году. Предположите, какие претензии предъявлял Карл V, и что на них отвечал Мартин Лютер.
2. Представители каких сословий находятся в зале? Как и почему они реагируют на происходящее. Представьте, что вы – одни из присутствующих. Опишите то, что вы видите.
3. По итогам собрания в Вормсе был издан следующий эдикт: «Мы запрещаем кому-либо на этот раз с нетерпением ждем, чтобы осмелиться — словом или делом — принять, защитить, поддержать или поддержать упомянутого Мартина Лютера. Напротив, мы хотим, чтобы он был задержан и наказан как пресловутый еретик, которого он заслуживает, чтобы он предстал перед нами лично или чтобы его надежно охраняли до тех пор, пока те, кто схватил его, не сообщат нам, после чего мы прикажем соответствующим образом против упомянутого Лютера». Почему Карл V принял такое решение? Какие последствия могли быть у такого эдикта?
Методический комментарий. Работа с картиной, во-первых, позволяет использовать несколько творческих приёмов – драматизация и сторителлинг; во-вторых, подводит учащихся к понимаю причин начала раскола в европейском обществе и начала противостояния между католиками и протестантами. В Германии процессы против лютеран довольно быстро были прекращены, но в других странах (Франция, Испания) контрреформация приобрела серьёзные масштабы.
────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────
Картина может быть рекомендована для использования при изучении темы «Провозглашение империи во Франции».
Задания.
1. Назовите центральных персонажей картины. Какое противоречие вы видите?
2. Почему, несмотря на заверения в своей ненависти к монархии, Наполеон принимает титул императора?
3. О чём хотел напомнить приближённый Наполеона, который в ответ на вопрос, понравилась ли ему церемония, ответил: «Великолепно, ваше Величество. Жаль только, что на ней не присутствовали те триста тысяч людей, которые положили свои жизни, чтобы такие церемонии стали невозможны».
Методический комментарий. Подведите учащихся к пониманию, что Наполеон сам возлагает венец на голову Жозефины через пару минут после того, как короновал сам себя. Папа Пий VII стоит позади и не может вмешаться в церемонию. Это позволит ещё раз обсудить и то, как Наполеон пришёл к власти, и почему он решил короноваться (при необходимости напомните о статусе императора, обратите внимание на то, что Наполеон принципиально не называет себя королём, чтобы не ассоциироваться с Бурбонами). При этом обсуждение третьего вопроса позволит вспомнить о Французской революции и борьбе против монархии.
────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────
Картина может быть рекомендована при изучении темы «Первая мировая война».
Задания.
1. Лидеров каких стран изобразил художник? Узнаёте ли вы кого-нибудь из представленных политических деятелей? Как вы думаете, представители каких стран сидят на первом плане?
2. Внимательно изучите композицию картины. Каково отношение художника к собравшимся? Чем это можно объяснить?
Методический комментарий. На первом плане мы видим представителей четырёх держав, которые пытаются построить новый формат международных отношений: Великобритания, США, Франция и Италия (учащимся могут быть известны Вудро Вильсон, Жорж Клемансо и Дэвид Ллойд Джордж). На втором плане мы видим представителей стран-союзниц Антанты в ходе Первой мировой войны. Обратите внимание учащихся, что художник изобразил фигуры мелкими, местами карикатурными, они теряются на фоне величественного зала, особенно статуи богини победы: таким образом Орлен выразил своё мнение, что все усилия по сохранению мира ничтожны, так как политики наоборот принимают решения, которые могут обернуться новой войной.
В процессе изучения Первой мировой войны могут быть использованы и другие полотна ирландского художника Уильяма Орлена: «Подписание мира в стеклянном зале», «Неизвестному британскому солдату во Франции», «Отравленные газами».
────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────
Изображение может быть использовано при изучении темы «Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость».
Задания.
1. Опишите персонажей, которых вы видите на карикатуре. Кого они представляют?
2. Предположите, кто является автором этой карикатуры? Как вы это определили?
3. Какие положительные последствия ожидают американцы от своей независимости?
Методический комментарий. В конце XVIII века искусство карикатуры начинает активно отражать политическую повестку и становится интересным историческим источником. В данном случае мы видим, как американские колонии избавляются от тех проблем, которые и послужили причинами войны за независимость: налоги, запрет на торговлю (кроме Англии), запрет на осваивание западных территорий и пр. Карикатуру целесообразно использовать на этапе контроля знаний.
────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────
Изображение может быть использовано при изучении темы «Холодная война».
Задания.
1. Предположите, в какое время могла быть выпущена книжка. Какова основная идея иллюстрации?
2. Какие исторические события отражены на обложке? Предположите, что написано на других обелисках.
3. Найдите советские плакаты этой же эпохи и сравните посылы: выделите общее и различное в подходах к пропаганде двух сверхдержав.
Методический комментарий. Обложка является примером типичной пропаганды времён холодной войны и представляет СССР в виде айсберга, который угрожает «утопить» США. На обелисках и надгробиях мы видим страны социалистического блока. Работа с данным типом источников позволяет создать верное представление о том, что пропаганда активно работала не только в СССР, целесообразно обратить внимание на то, что это обложка комиксов, т.е. предназначено изображение для детей.