Работа с изображениями. История Москвы
Изобразительные материалы могут быть использованы на уроках истории по различным темам изучаемого курса для развития предметных и метапредметных умений.
Моя библиотека
Комплексная работа с произведениями искусства способствует развитию
критического мышления, умения анализировать историческую информацию, умения сравнивать разные знаковые системы, источники информации, а также умения высказывать точку зрения и аргументировать ее.
Кремль в разные исторические эпохи — частый герой картин Аполлинария Васнецова. Его картины ценны для изучения тем, что содержат близкие к достоверным изображения соответствующих эпох. Так, картина «Московский Кремль» изображает ныне утраченный Вознесенский монастырь.
Методический комментарий. Картины можно демонстрировать в виде коллажа или поочередно, отмечая те изменения, которые произошли в архитектурном облике. Можно предложить учащимся самостоятельно или в групповой работе подобрать современные фотографии мест, изображенных на картинах, не озвучивая названия конкретных участков; проследить взаимосвязь эпохи с изображением людей, их занятий, бытовой жизни столицы.
Скачать изображения по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/cAxR/DMGqDqemX
────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────
Карикатура может служить вступлением к разговору об Олимпиаде-80. Учащимся предлагаются следующие вопросы:
1. Кому мишка говорит: «Добро пожаловать!»?
2. Что за моська, которая без пользы лает?
3. Какому событию посвящена карикатура?
────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────
Изображение парадоксально: новейшее метро и старинный извозчик, поджидающий пассажиров. Современники свидетельствовали, что в первые месяцы после открытия метро у вестибюлей действительно дежурили извозчики.
На этом парадоксе можно построить мотивационный этап урока.
────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────
Метрополитен далеко не сразу стал основным видом транспорта и сначала воспринимался как развлечение. Поддерживалось это мнение и наличием «театральных» буфетов в вестибюлях станций.
Изображение может быть использовано на мотивационном этапе урока. Учащимся предлагается обратить внимание на детали и ответить на вопросы: «Что за место изображено на фотографии? Зачем в метро были организованы буфеты?» И таким образом организовать беседу о зарождении Метрополитена в городе.
────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────
В инфографике отражены важные, на взгляд автора, события из жизни города с момента её основания до 2008 года.
Методические рекомендации. При работе с данной инфографикой можно использовать следующие варианты заданий:
1. Предложить продолжить (создать собственную) инфографику, в которой будут отмечены значимые события после 2008 года. При этом предложить подобрать картинки в похожем стиле.
2. Выбрать на инфографике 2–3 факта и объяснить, как они взаимосвязаны, какое влияние оказывают друг на друга.
3. Составить развёрнутое высказывание, относящееся к одному из событий, представленных на инфографике.