Как героизм превзошел гениальность: Деметрий Полиоркет против жителей Родоса
По легенде одно из древних чудес света – знаменитый Колосс на острове Родос – был возведен в честь громкой победы греков над македонцами. Но кого одолели родосцы, что сочли достойным увековечить свою победу величайшим на тот момент творением человеческих рук?
Пожалуй, удостоиться такой чести мог только Александр Македонский, которого не только в древности, но и позднее признавали самым гениальным полководцем и величайшим завоевателем. Однако гигантская статуя отметила победу жителей острова над Деметрием Полиоркетом. Он тоже был македонцем, сыном одного из бывших соратников давно почившего Александра Македонского – Антигона Одноглазого. Его война с родосцами случилась спустя почти 20 лет после смерти великого завоевателя. Чем же была знаменательна эта война и победа родосцев? Почему о Деметрии говорили как о «живом боге, осаждающем города»?
Моя библиотека
Деметрия Полиоркета и современники, и противники, и подданые считали гениальным полководцем. Будучи в обычной жизни личностью противоречивой, на поле военных действий он преображался, проявлял необычайную энергию и одерживал блистательные победы. Вот самые яркие из них:
- Освобождение Афин. Взяв порт Пирей и изгнав правителя-тирана, Деметрий объявил полис свободным и восстановил демократию. Афиняне чествовали Деметрия как героя-спасителя и даже как настоящего бога. Они постановили выткать изображения Антигона и Деметрия вместе с остальными богами на священном платье, надеваемом на статую Афины в Акрополе. Место, где впервые ступила нога Деметрия, освятили, и воздвигли жертвенник. В честь Деметрия переименовали один из месяцев – деметрион, Дионисии (праздник в честь бога Диониса) переименовали в Деметрии. Жители города также постановили все решения Деметрия считать законными – непорочными в глазах богов и справедливыми в глазах людей. А после второго отражения угрозы от города возвели покои в Парфеноне, храме Афины.
- Война за Кипр против Птолемея, жестокая и кровопролитная, но полная гениальных стратегических решений. Птолемей приказал одному из военачальников с шестьюдесятью кораблями в разгар сражения напасть на Деметрия с тыла. Деметрий, в свою очередь, выставил лишь десять своих кораблей – этого было достаточно, чтобы замкнуть выход из гавани и захватить приближенных Птолемея, огромное количество оружия и денег. В это же время сам он отправляется со 180 судами против армии Птолемея и мощным и яростным ударом ломает сопротивление, обращая противника в бегство.
Остров Родос и одноименный город на нем оказались в центре внимания Антигона и Деметрия во время их войны с Птолемеем. Антигон хотел сделать родосцев своими союзниками. Родосцы оказались в трудном положении. С одной стороны, их связывала давняя дружба с Птолемеем, основанная на их выгодной торговле с Египтом, с другой, они опасались Антигона, владения которого находились ближе к их острову. Жители острова заняли нейтральную позицию, не поддерживая открыто ни ту, ни другую сторону. Это разгневало Антигона, и тогда он приказал своему сыну захватить город Родос, являвшийся «столицей» острова.
Осада Родоса длилась почти год. Деметрий в успехе не сомневался, ведь силы были не равны. Он подвел к Родосу 40 тысяч воинов, 200 боевых кораблей, 170 вспомогательных судов, почти тысячу частных кораблей торговцев и пиратов. Вид этой армады впечатлял, внушал ужас и сеял панику, они подходили к острову, будто огромная стая стервятников, занимая все пространство между островом и противоположным берегом. Сила и талант Деметрия на воде были непревзойденными. Еще во время битвы за Афины он создал суда нового типа, увеличив ряды весел до шестнадцати, не уменьшая при этом их боевой мощи, спровоцировав гонку вооружений. Сам остров мог выставить лишь 5 тысяч воинов-граждан и тысячу воинов-наемников и переселенцев, которые согласились защищать Родос.
В защите острова проявилось поразительное единодушие жителей – даже рабы участвовали в обороне. Для поддержания духа воинов был издан особый декрет, согласно которому тела погибших должны были быть погребены за общественный счет, их родители и дети получали поддержку из государственной казны, приданое дочерям выдавалось также из казны, выжившим полагались награды; все рабы, проявившие храбрость, освобождались – им предоставлялись гражданские права.
И несмотря на, мягко говоря, неравное соотношение сил, Деметрий Полиоркет испытывал огромные трудности при осаде Родоса. Ни новейшие стратегические решения, ни технические изобретения не помогли взять Родос даже в те моменты, когда удавалось пробраться на стены города. Одним из выдающихся изобретений был гелеполис – башня, вселявшая в смотрящих защитников ужас, смешанный с восторгом, так как она выходила за рамки любых представлений о военной технике. Тогда Деметрий и получил свое прозвище – Полиоркет – «осаждающий города». Осадная башня, название которой переводится как «градогубительница» или «берущая города», представляла собой квадратную решетку из брусьев, скрепленных железом, длиной почти 50 локтей (1 локоть ≈ 0,5 м) Пространство внутри было разделено брусьями, но содержало достаточно места для тех 3400 человек, что толкали конструкцию вперед. Вся конструкция высотой в 45 метров стояла на восьми больших колесах, покрытых железными пластинам и позволяющих изменять направление движения башни на 360 градусов. От огня она была защищена железными листами.
Жители Родоса проявляли невероятное мужество и смелость при защите города. Диодор Сицилийский, древнегреческий историк, в сохранившемся до наших дней сочинении отмечает многие героические поступки родосцев. Так, они всего лишь на трех быстроходных кораблях организовали охоту на торговые суда врагов, которые снабжали войско Деметрия необходимыми припасами. Родосцы также неоднократно пытались поджечь корабли противника, подходя близко на лодках, которые были заполнены сухим деревом, соломой и смолой. Но по-настоящему действенным способом оказалось укрытие боевых кораблей в гавани города. Благодаря этому им удалось потопить две градоборицы. Это надолго затянуло осаду. Ожесточенные бои во время штурма острова не привели Деметрия к победе, хотя он вел осаду и со стороны суши, и со стороны гавани, подводя к городу улучшенную версию градоборицы высотой девять этажей, внушающую ужас, расположенную уже на суше. Воины Родоса объединились и буквально выстроили перед лицом противника новые стены из обрушенных, не позволяя врагу пройти вглубь города.
Мужество жителей позволило удержать Деметрия до переломного момента – получения известия о том, что на территорию Афин и Коринфа нападает Кассандр. Сохранить влияние и земли в Греции для Деметрия было важнее, поэтому с родосцами он заключил мир. Возможно, не настигни его это известие, Деметрий продолжил бы осаду, и исход был бы иным. Но случилось так, как случилось. Родосцы героическими усилиями отстояли родную землю. Заключение мира стало для них победой. Победой над воином, перед армией которого все капитулировали. Как сообщают некоторые историки, сам Деметрий был восхищен мужеством своих противников и оставил им один из гелеполисов в качестве памятника.
Жители острова в честь этой победы возвели знаменитый Колосс Родосский. Плиний старший отмечает, что Колосс, чье строительство длилось 12 лет, возведен в 292 году до н.э. То есть начали его сооружать в 304 году до н.э., сразу после осады. Деньги на строительство статуи выручались от продажи военного имущества, а медь и железо брались из машин Деметрия.
Филон Византийский, древнегреческий автор, живший в IV веке до н.э., в сочинении «О семи чудесах света» писал: «Тут и стоит Колосс высотой в 70 локтей, созданный по подобию Гелиоса, блистающий бог солнца, который светит и бессмертным богам, и смертным людям. Скульптору потребовалось для него столько меди, что не хватило запасов, и пришлось помогать медным рудникам всего света. И не потому ли Зевс осыпал родосцев таким богатством, чтобы в честь Гелиоса они поставили статую высотой от земли до неба?»
Эта история является одним из самых древних и ярких примеров, доказывающих, что настоящее мужество и героизм могут превзойти гениальность любого полководца.
Словарь понятий и терминов
Армада – большое число собранных в одном районе или одновременно действующих кораблей.
Гелиос – бог солнца, покровитель острова Родос.
Кассандр – македонский полководец, один из диадохов, ставший после смерти Александра Македонского временным правителем империи.
Плиний старший – древнеримский писатель-эрудит. Наиболее известен как автор «Естественной истории» – крупнейшего энциклопедического сочинения античности.
Полис – исходная общественная форма государства, состоящая из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра.
Птолемей – сатрап, а затем и царь Египта в 323–283/282 годах до н.э. Соратник Александра Македонского, один из диадохов. Основатель династии Птолемеев.
Библиографический список
- Антиох III. Один против Рима [Текст] / Светлана Митина. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2014. — 342, [2] с. : ил., портр.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Деметрий (в книге Плутарх. Сравнительные жизнеописания = «ΒΙΟΙ ΠΑΡΑΛΛΗΛΟΙ». — М.: «Наука», 1994. — Т. II. — 672 с. — 10 000 экз.)
- Diodorus of Sicily in twelve volumes. Vol.10: Books XIX, 66 — XX [Loeb 390]
- Plutarchi Vitae parallelae, with Eng. transl. by B. Perrin, Loeb Classical Library, 1914/1967.
- Natural History, Volume 7 Loeb classical library Natural History, Pliny (the Elder). Author. Pliny (the Elder.) Translated by. Harris Rackham. Publisher. Harvard University Press, 1980.
Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов
- Адкинс, Лесли. Древняя Греция : энциклопедический справочник / Лесли Адкинс и Рой Адкинс ; [пер. с англ. В. А. Гончарова]. — Москва : Вече, 2008. — 494, [1] с. : ил., к., табл.; 25 см. — (Библиотека мировой истории).; (В пер.)
- Антиох III. Один против Рима [Текст] / Светлана Митина. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2014. — 342, [2] с. : ил., портр.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Деметрий (в книге Плутарх. Сравнительные жизнеописания = «ΒΙΟΙ ΠΑΡΑΛΛΗΛΟΙ». — М.: «Наука», 1994. — Т. II. — 672 с. — 10 000 экз.)
Публикации по теме
В 1648 году завершилась Тридцатилетняя война, которую часто называют первой общеевропейской. Вслед за Гуго Гроцием – автором трактата «О праве войны и мира» – Вестфальский мир стали называть основой международного гуманитарного права. Иногда можно прочитать, что отдельные положения Вестфальского мира вошли в Версальский мир, венчавший Первую мировую войну. Насколько это соответствует действительности?
Если внимательно изучить претензии к создателям «Храброго сердца», многие из них связаны не только с нарушением хода исторических событий, но и с отсутствием внимания к деталям: внешнему виду, оружию, быту шотландцев XIII века. Представляется интересным рассмотреть самые частые придирки критиков и удостовериться, что многие вещи не соответствуют историческому контексту.
Мэла Гибсона называют одним из самых скандальных актеров и режиссеров Голливуда: слишком часто фильмы с его участием или непосредственно им созданные вызывают осуждение. Англичане были недовольны тем, как показана война за независимость в США в ленте «Патриот» — слишком уж кровожадными предстали солдаты Георга III. Невероятная волна возмущения и обвинения в антисемитизме последовали за выходом фильма «Страсти Христовы». Ученые, исследующие историю майя, призвали не смотреть «Апокалипсис», который, по их мнению, способствует созданию искаженного представления о племени.
Горбатый карлик и калека, дьявол во плоти. Каким еще не был Ричард III?
В массовом сознании закрепился образ злодея, доставшийся по наследству от хроник Шекспира. Данная статья предлагает разобраться, для чего память о Ричарде III была очернена, и выделить подтвержденные факты, какими деяниями – достойными восхищения или порицания – остался в истории Ричард, герцог Глостер, чья смерть стала финалом войны Алой и Белой роз.
Если вскрыть его гробницу, начнется самая страшная война.
Находящегося в плену османского султана он держал в клетке и использовал как подставку, чтобы влезать на лошадь.
Побежденные им цари были запряжены в его колесницу.
Эти и другие известные мифические представления о великом тюрко-монгольском завоевателе Тамерлане известны не из исторических описаний, а из пьес и рассказов, романтизирующих его достижения и утрирующих злодеяния. Но картину Василия Верещагина, на которой изображена пирамида из человеческих черепов, можно считать исторической.
Современные издания пестрят броскими заголовками «10 самых…», «20 самых…» и даже «100 самых…» чего и кого угодно. Попытки сформировать рейтинг военачальников также предпринимались не раз. В основе подобных рейтингов лежит, как правило, субъективное мнение его составителя. Но иногда исследователи пытались сначала определить критерии и даже некие коэффициенты гениальности полководца и лишь затем, на основе своей концепции, ранжировать военачальников. С этих позиций внимания заслуживают два подхода к определению самого талантливого полководца.