Ричард III: хуже и быть не может

Горбатый карлик и калека, дьявол во плоти. Каким еще не был Ричард III?
В массовом сознании закрепился образ злодея, доставшийся по наследству от хроник Шекспира. Данная статья предлагает разобраться, для чего память о Ричарде III была очернена, и выделить подтвержденные факты, какими деяниями – достойными восхищения или порицания – остался в истории Ричард, герцог Глостер, чья смерть стала финалом войны Алой и Белой роз.

Моя библиотека

Историю пишут победители. Пожалуй, эта фраза отлично подходит к закрепившемуся в сознании многих людей образу Ричарда III.

Советский историк Михаил Барг писал: «…Наука знает о Ричарде III гораздо меньше, чем знает каждый». Что обычно представляют, говоря об этом короле: невысокий горбун с уродливым лицом, иссохшей левой рукой и ногами разной длины. Злобный, лицемерный, кровожадный, безжалостный – эпитеты можно подбирать еще долго. Страшно? Действительно, воплощение зла на английском троне.

Если отбросить эмоции и обратиться к подтвержденной информации, какая получится картина?

Уродливая внешность: не подтверждено

Современники не писали о том, что Ричард III обладал какими-то физическими недостатками, так что можно заключить, что они не считали его внешность «ненормальной». Уверенно можно сказать, что король был в отличной физической форме, иначе не смог бы успешно сражаться в конном и пешем бою.

Обнаруженные в 2012 году останки Ричарда III подтверждают, что он был не идеален, но и не уродлив. Рост 173 см, сильный сколиоз (но голова расположена ровно относительно тела), кости ног нормальные и симметричные. Британские ученые, занимавшиеся реконструкцией внешности монарха, представили публике образ человека, не вызывающего отторжения и даже достаточно приятной наружности. Одна из авторов проекта, профессор Кэролайн Уилкинсон, отмечает, что современные компьютерные методы реконструкции отличаются точностью, но не позволяют восстановить цвет кожи, волос и глаз – эти аспекты ученые придали «модели», опираясь на сохранившиеся портреты Ричарда III.

В искусстве Средневековья считалось, что внешность – это отражение души, уродливая внешность означала греховную природу человека. Святой Августин считал, что после Страшного суда исчезнут физические уродства, а человечество возродится в своей идеальной духовной форме.

Так что вполне понятна причина, по которой злые деяния короля «подтверждались» его внешностью. Кстати, на момент смерти Ричарду III было всего 32 года. Соответственно, портреты его в немолодом возрасте не могут соответствовать действительности. Есть мнение, что Ричарда изображали старше, чтобы он «успел» совершить все те преступления, которые ему приписывают.

Ужасный характер, беспринципность: не подтверждено

На эту тему можно рассуждать долго. Но, наверное, стоит признать, что средневековый правитель, особенно в условиях продолжающейся не первое десятилетие гражданской войны (войны Алой и Белой роз), должен был быть жестким в определенных вопросах. Этот вопрос – влияние личности правителя на благо государства – был популярен в работах европейских гуманистов. Например, Джаноццо Манетти в XV веке писал, что при соблюдении принципа справедливости любая форма правления будет эффективной и поспособствует укреплению государства.

В начале XVI века Никколо Макиавелли разделяет идеи эффективности и справедливости правления: если справедливость мешает укреплению государства, то через нее можно перешагнуть. Он предлагает такой вариант действий для государя: «следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же – воздерживаться по мере сил, но не более». Главное для монарха – следить за тем, чтобы не совершать ничего, вызывающего ненависть и презрение народа. «Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо».

Современник Макиавелли, Эразм Роттердамский, отмечал важность христианского начала в монархе. Христианскому государю должны быть чужды все пороки, он должен превосходить всех честностью и благоразумием. Монарх обязательно должен быть хорошим человеком, ибо можно быть хорошим человеком и не уметь быть добрым государем, но нельзя быть добрым государем, не будучи хорошим человеком. Правитель должен быть слугой народа, а не самодержцем, рассчитывать не на страх, а на любовь подданных.

Живший позже Томас Мор в своей книге «Утопия» развивает «моралистическую» точку зрения, идею добродетельного государя. А уже в книге «История Ричарда III» Мор показывает короля как кровавого, жестокого тирана, интригана, полную противоположность человеку, который должен быть во главе государства.

Долгое время короля обвиняли в том, что он приказал убить ранее заключенных в Тауэр малолетних племянников – Эдуарда V и Ричарда Йоркского (также монарху приписывали отравление его жены Анны Невилл и убийство брата – герцога Кларенса). В настоящее время более популярна версия о том, что Анна скончалась от туберкулеза, а причастность Ричарда к убийству племянников (как и сам факт убийства) не доказаны.

Ричард III, по мнению его современников, был превосходным руководителем, замечательным воином и одаренным стратегом. Он пользовался поддержкой народа, проводил сбалансированную внутреннюю политику. Парламент времен его правления отмечен в истории как один из самых либеральных.

«Только тот может считать себя королем, у кого слова и действия судей не расходятся с законом», – такие слова произнес Ричард III на собрании судей в 1484 году.

Из всех английских монархов только Ричард III соблюдал Великую Хартию Вольностей. Главной задачей для короля была защита прав (гражданских, политических и имущественных) подданных, вне зависимости от их происхождения и статуса.

Король провел ряд реформ:

  •  судебные: судопроизводство перешло с латыни на английский язык; обвиняемые получили возможность защищать свои права; был утвержден суд присяжных, стороннее давление на которых запрещалось; признавалось право на защиту частной собственности обвиняемого (до признания вины); обвиняемый мог быть отпущен под залог и т.д.;
  •  социальные и экономические: у населения появилась возможность получать материальную и социальную помощь со стороны властей; были учреждены стипендиальные фонды для одаренных студентов; отменены принудительные поборы (беневоленции), введена практика протекционизма (защита интересов отечественной торговли) и т.д.

Речи Ричарда III вызывают уважение: «Политические порядки и правила извращены …. Обычаи и свободы, согласно которым каждый англичанин является наследником своих гражданских прав, извратили и осудили, вопреки доводам разума и справедливости. Всё это стало возможным из-за того, что страной долгое время управляли ради собственного удовольствия, презирая закон и порядок…» (вступительная речь на открытии первого парламента 23 января 1484 г.).

«… Наша главная цель и горячее желание – видеть добро и чистоту нашей жизни и стремиться к тому, чтобы стать самым передовым, многочисленным и могущественным народом. В связи с этим пороки и другие богопротивные вещи, вызывающие негодование, страх и недовольство Всевышнего, должны быть устранены и полностью ликвидированы … Поэтому мы желаем и призываем вас различать в рамках полномочий вашей юрисдикции всех разлагающих общество злоумышленников. И отделять добро от зла, правых от неправедных, способствуя искоренению всего наихудшего в обществе, как того требуют проводимые нами реформы…» (из письма к епископам, 1484 год).

Все вышеназванное с трудом укладывается в образ «ужасного кровопийцы» Ричарда. Кому же было выгодно его очернить?

Посмертная «слава»

После смерти Ричарда III власть перешла к Генриху VII Тюдору, и именно его можно «благодарить» за создание образа настолько «идеального злодея». Тюдоровский миф формировался группой людей, среди которых были в том числе придворные историографы (ранее упоминавшийся Томас Мор, Полидор Вергилий, Эдвард Холл, Рафаэль Холиншед).

Но самый известный из авторов тюдоровского мифа –Уильям Шекспир. Он начал писать свои пьесы-хроники в конце XVI века. Поскольку образы монархов играют в его пьесах далеко не последнюю роль, драматург должен был коснуться тех вопросов, которые до этого затрагивались в трактатах гуманистов. В хрониках Шекспир не мог обращаться с историческими фактами с такой свободой как, например, в трагедиях: и для него, и для публики действия хроник отражали реальную английскую историю.

Что касается источников сюжетов, исследователи сходятся во мнении, что все пьесы из истории Англии Шекспир написал на основе «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаэля Холиншеда. Сам Холиншед использовал в качестве источников два произведения: до момента смерти Эдуарда IV основой хроники был «Союз двух благородных и знаменитых семейств Ланкастеров и Йорков» Эдуарда Холла, вторая часть опирается на «Историю Ричарда III», написанную Томасом Мором. И если в первом случае Ричард показан пусть более решительным, непримиримым и жестоким, чем другие Йорки, но не уродливым преступником и злодеем, то у Мора Ричард представлен исключительно в отрицательном свете: это физическое и нравственное чудовище.

Если говорить о Шекспире, то в обрисовке образа Ричарда III он отдает предпочтение точке зрения Мора, преувеличивая дерзость, жестокость и амбициозность Ричарда в борьбе за власть. Кроме того, Шекспир, не являясь историком, мог допустить некоторую вольность в плане перегруппировки событий и использовании их для уточнения психологического портрета как отдельного героя, так и английского общества в целом. Например, драматург приписывает Ричарду такое деяние: он подговорил отца развязать войну с Ланкастерами (вряд ли реальный Ричард мог это сделать в 2 года, но подобные отступления помогают показать развитие образа этого персонажа).

Стоит отметить, что отдельно хроника о Ричарде III издавалась чаще, чем другие произведения Шекспира. Впервые она вышла в 1597 году под «говорящим» названием «Трагедия о короле Ричарде III, содержащая его предательские козни против брата его Кларенса, жалостное убиение его невинных племянников, злодейский захват им престола, со всеми прочими подробностями его мерзостной жизни и вполне заслуженной смерти».

Данная хроника выделяется тем, что автор, изображая важнейшие события из истории своей родной страны, объединяет их вокруг одного персонажа. Остальные действующие лица отличаются схематичным и прямолинейным изображением. Ричард значительно превосходит их тем, что все его ум, хитрость, изобретательность и т.п. направлены на достижение одной цели. Он злодей, но грандиозный злодей, в отличие от множества «мелких хищников», его приверженцев и противников. Оружием Ричарда выступает не только меч, но и интриги, красноречие, харизма.

Откровенен герой только с собой:

Я зло творю, и сам кричу я первый
Затем, чтоб все коварные дела
Искусней на чужие плечи сбросить.
Я Кларенса в темницу засадил,
А сам кричу различным ротозеям,
Как Стэнли, Гэстингс или Бэкингем,
Что королева и ее родня
Восстановили брата против брата
И верят мне, и рвутся дураки
Отмстить Вогану, Риверсу и Грею;
Но я, вздохнув, твержу им из Писанья,
Что Бог велит за зло платить добром.
Так прикрываю умысел я свой
Из книг святых старинными клочками,
И – черта друг – святым кажуся я.

При всей обобщенности образа Ричарда III, воплощающего «тиранию на троне» и «зло в короне», исследователи обратили внимание на наличие в его характеристике мотивов, актуальных для английской политической мысли конца XVI века. «Чудовище» Ричард вместе с тем мог казаться современникам Шекспира живым воплощением макиавеллиевских принципов правления, изложенных в «Государе». Подобные характеры были популярны в английских исторических хрониках, изображались с неизменной антипатией и именовались «макьявелями» (machiavell).

Реабилитация

Уже с начала XVII века, когда английский трон перешел к новой династии, началось переосмысление образа Ричарда III. Одна из первых попыток была предпринята в середине XVIII века Хорасом Уолполом. В книге «Исторические сомнения относительно жизни и правления короля Ричарда Третьего» он представил развернутое оправдание личности и деятельности монарха. По мнению Уолпола, в пользу его версии говорит тот факт, что подобные попытки восстановления «репутации» Ричарда предпринимались с начала XVII века (в 1619 году некий. Д. Бак попытался в своей работе оправдать монарха, но его доказательства были неубедительны). А образ дурного правителя Ричарда III у Томаса Мора Уолпол трактует как противоположность утопическому правителю, но оба эти образа являются фантазиями.

В настоящее время утвердилось мнение, что Ричард III обладал многими качествами, ожидаемыми от средневекового короля: храбростью, талантом полководца и руководителя, щедростью, интересом к рыцарству и традиционным благочестием.

Между прочим, он является одним из трех английских королей (наряду с Гарольдом Годвинсоном и Ричардом Львиное Сердце), погибших на поле боя. Ричард III вдохновлял войска своим примером, но предательство (лорд Стэнли должен был прийти на помощь Ричарду, но в последний момент перешел на сторону его противников) его сгубило.

Пожалуй, если и говорить о том, что Ричард является символом, то не символом зла, а символом Войны Роз. Родившись за несколько лет до начала в семье ее «зачинателя», смертью положил ей конец.

Словарь понятий и терминов

Беневоленция – (от лат. benevolentia) «добровольное пожертвование»; на самом же деле беневоленции являлись поборами с населения (как знак доброго отношения к королю); без одобрения парламента они впервые были введены в практику в 1473 г. Эдуардом IV. Ричард III запретил этот вид «добровольных пожертвований».

Великая Хартия Вольностей – политико-правовой документ, составленный в июне 1215 года на основе требований английской знати к королю Иоанну Безземельному и защищавший ряд юридических прав и привилегий свободного населения средневековой Англии.

Война Алой и Белой роз / Война роз – серия вооруженных династических конфликтов между группировками английской знати в 1455-1485 гг. в борьбе за власть между сторонниками двух ветвей королевской династии Плантагенетов – Ланкастеров и Йорков.

Гуманизм – (от лат. humanus – человеческий, человечный) сложившееся в эпоху Возрождения движение образованных людей, объединенное интересом к античности, изучением и комментированием памятников «классической» (прежде всего латинской) литературы; в широком смысле – особый тип философского мировоззрения, сосредоточенного на человеке с его земными делами и свершениями, утверждающего его свободу и достоинство независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающих в нем самостоятельный источник творческих сил.

Гуманист – последователь гуманизма.

Историограф – звание лица, которому правительство поручает историографию, то есть написание официальной истории своего государства.

Библиографический список

  1. Brain J. King Richard III. URL:https://www.historic-uk.com/HistoryUK/HistoryofEngland/King-Richard-III/ (дата обращения: 07.12.2023).
  2. Hicks M. Richard III. URL: https://www.britannica.com/biography/Richard-III-king-of-England (дата обращения: 07.12.2023).
  3. The Real Richard III. URL: https://www.nationalgeographic.com/history/article/130205-richardiii-english-king-3d-reconstruction-science-archaeology (дата обращения: 07.12.2023).
  4. Барг М.А. Шекспир и история. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1979.— 216 с.
  5. Браун Е. Фактчек: 9 самых популярных легенд о Ричарде III. URL: https://arzamas.academy/mag/1188-richardiii (дата обращения: 07.12.2023).
  6. Браун Е.Д. Образ Ричарда III в информационном пространстве отечественной историографии. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-richarda-iii-v-informatsionnom-prostranstve-otechestvennoy-istoriografii (дата обращения: 07.12.2023).
  7. Калитеевская И. Как откопали Ричарда III. URL: https://arzamas.academy/mag/389-richard (дата обращения: 07.12.2023).
  8. Креленко Н.С. «Исторические сомнения» Х. Уолпола в характеристике Ричарда III // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 337–343. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-somneniya-h-uolpola-v-harakteristike-richarda-iii (дата обращения: 07.12.2023).
  9.  Мор Т. История Ричарда III. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/186/5.htm (дата обращения: 07.12.2023).
  10. Тамбиянц Ю.Г. Драма правления Ричарда III: взгляд социолога. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/drama-pravleniya-richarda-iii-vzglyad-sotsiologa (дата обращения: 07.12.2023).
  11. Устинов В. Г. Войны роз. Йорки против Ланкастеров. — М.: Вече, 2012. — 448 с.
  12. Шекспир У. Ричард III (перевод А. Дружинина) / Шекспир У. Полное собрание сочинений в одном томе. – М: АЛЬФА-КНИГА, 2010. — 1278 с.
  13. Принцы в Тауэре: одно из самых загадочных преступлений в истории. URL: https://www.youtube.com/watch?v=m-auUDsc2Gk (дата обращения: 08.12.2023).
  14. Ричард III — шекспировский король и образцовый злодей. 1 передача. Рассказывает Наталия Басовская. URL: https://youtu.be/qjOuTk4q9JY (дата обращения: 07.12.2023).
  15. Ричард III — шекспировский король и образцовый злодей. 2 передача. Рассказывает Наталия Басовская. URL: https://youtu.be/bBuliSTp7cQ (дата обращения: 07.12.2023).
  16. Ричард III: король, который стал жертвой пропаганды | Лекция из курса «Война Алой и Белой розы». URL: https://www.youtube.com/watch?v=4UvyQBxpBZA (дата обращения: 07.12.2023).
  17. Туристический центр короля Ричарда III URL: https://www.youtube.com/watch?v=NyYnmqWSShc (дата обращения: 08.12.2023).
  18. Чёрный пиар: Ричард III в истории Англии и драма Уильяма Шекспира/Елена Браун. URL:https://www.youtube.com/watch?v=tuLyfqdpYxU (дата обращения: 07.12.2023).

Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов

  1. Brain J. King Richard III. URL:https://www.historic-uk.com/HistoryUK/HistoryofEngland/King-Richard-III/ (дата обращения: 07.12.2023).
  2. Hicks M. Richard III. URL: https://www.britannica.com/biography/Richard-III-king-of-England (дата обращения: 07.12.2023).
  3. The Real Richard III. URL: https://www.nationalgeographic.com/history/article/130205-richardiii-english-king-3d-reconstruction-science-archaeology (дата обращения: 07.12.2023).
  4. Барг М.А. Шекспир и история. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1979.— 216 с.
  5. Браун Е. Войны роз: История. Мифология. Историография. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016.
  6. Браун Е. Ричард III. Самый оболганный король Средневековья. М.: Яуза, 2020.
  7. Браун Е. Фактчек: 9 самых популярных легенд о Ричарде III. URL: https://arzamas.academy/mag/1188-richardiii (дата обращения: 07.12.2023).
  8. Мор Т. История Ричарда III. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/186/5.htm (дата обращения: 07.12.2023).
  9. Устинов В. Г. Войны роз. Йорки против Ланкастеров. — М.: Вече, 2012.
  10. Устинов В. Г. Ричард III. М.: Молодая гвардия, 2015.
  11. Хэммонд П. Ричард III и битва при Босворте. СПб.: Евразия, 2014.
  12. Шекспир У. Ричард III (перевод А. Дружинина) / Шекспир У. Полное собрание сочинений в одном томе. – М.: АЛЬФА-КНИГА, 2010. — 1278 с.
  13. Ричард III — шекспировский король и образцовый злодей. 1 передача. Рассказывает Наталия Басовская. URL: https://youtu.be/qjOuTk4q9JY (дата обращения: 07.12.2023).
  14. Ричард III — шекспировский король и образцовый злодей. 2 передача. Рассказывает Наталия Басовская. URL: https://youtu.be/bBuliSTp7cQ (дата обращения: 07.12.2023).
  15. Ричард III: король, который стал жертвой пропаганды | Лекция из курса «Война Алой и Белой розы». URL: https://www.youtube.com/watch?v=4UvyQBxpBZA (дата обращения: 07.12.2023).
  16. Чёрный пиар: Ричард III в истории Англии и драма Уильяма Шекспира/Елена Браун. URL:https://www.youtube.com/watch?v=tuLyfqdpYxU (дата обращения: 07.12.2023).

Публикации по теме

По легенде одно из древних чудес света – знаменитый Колосс на острове Родос – был возведен в честь громкой победы греков над македонцами. Но кого одолели родосцы, что сочли достойным увековечить свою победу величайшим на тот момент творением человеческих рук?
Пожалуй, удостоиться такой чести мог только Александр Македонский, которого не только в древности, но и позднее признавали самым гениальным полководцем и величайшим завоевателем. Однако гигантская статуя отметила победу жителей острова над Деметрием Полиоркетом. Он тоже был македонцем, сыном одного из бывших соратников давно почившего Александра Македонского – Антигона Одноглазого. Его война с родосцами случилась спустя почти 20 лет после смерти великого завоевателя. Чем же была знаменательна эта война и победа родосцев? Почему о Деметрии говорили как о «живом боге, осаждающем города»?