Исторический источник. Всемирная история. Религиозные войны во Франции

В данной рубрике мы публикуем фрагменты исторических источников, которые часто включаются в учебные занятия. Кроме методических рекомендаций к источнику предлагается система вопросов заданий.

Моя библиотека

Нантский эдикт (фрагменты)

Генрих, милостью Божиею король Франции и Наварры, всем присутствующим и имеющим явиться привет. Этим вечным и неотменимым эдиктом мы сказали, объявили и повелели следующее:

I. Во-первых, что воспоминание обо всем, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 г. до нашего коронования и в течение других предшествовавших смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом или преследовать судебным порядком в каких бы то ни было трибуналах и юрисдикциях.

III. Повелеваем, чтобы католическая апостольская римская религия была восстановлена во всех местах нашего королевства и повинующихся нам странах, где отправление ее было прервано, и да исповедуется она мирно и свободно без всяких смут и препятствий.

VI. Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчиненных нам областях без преследований, притеснений и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах и местах, где они пожелают жить.

XIII. Мы весьма определенно запрещаем всем придерживающимся названной религии проявлять ее в службе, уставе, дисциплине или в народном образовании в нашем королевстве и подчиненных нам областях, а также во всем, что касается религии, за исключением мест, где это дозволено и пожаловано настоящим эдиктом.

XIV. [Запрещается] также всякое проявление названной религии при нашем дворе и в нашей свите и равным образом в наших землях и провинциях за Альпами, а также в нашем городе Париже и в окружности на пять миль от Парижа; однако все держащиеся названной религии, проживающие в упомянутых землях и заальпийских провинциях, в нашем городе Париже и окружности его на пять миль, не могут быть ни разыскиваемы в своих домах, ни принуждаемы делать что-либо против совести в отношении их религии, в остальном поступая согласно содержанию нашего настоящего эдикта.

XXII. Повелеваем, чтобы не было никакого различия в отношении названной религии при приеме учеников в университеты, коллегии и школы, а больных и бедных в госпитали и учреждения общественного призрения.

Дан в Нанте, в апреле 1598 г., в девятый год нашего царствования.

[Подпись] Генрих.

(Хрестоматия по истории средних веков. Т. 3., М. 1950)

Вопросы и задания

  1. Используя свои знания, объясните, что подразумевает автор документа в следующих фрагментах: «воспоминание обо всем, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 г.», «реформированная религия», «католическая апостольская римская религия».
  2. Продолжите фразу. «Нантский эдикт – это документ, в котором, в первую очередь…» (выявите главную идею изменений, которые принимает Генрих IV.
  3. Чаще всего историки указывают на то, что Нантский эдикт уравнял в правах католиков и гугенотов. Найдите в тексте положения, которые как подтверждают, так и опровергают это утверждение.
  4. Вспомните события, предшествовавшие воцарению Генриха Бурбона на французском престоле. Как вы думаете, почему именно он принял подобный документ?
  5. Попробуйте сформулировать исторический прогноз: удастся ли остановить религиозные войны во Франции после издания Нантского эдикта.

Методические рекомендации. Данный документ рекомендуется использовать на этапе открытия нового знания. Он также позволяет актуализировать имеющиеся знания. В первой статье упоминается начало религиозных войн и те гонения, которые претерпели гугеноты на территории Франции. Третье задания целесообразно выполнять в группах, возможно, в формате мини-дебатов: как правило, ученики обращают внимание на то, что хоть совершать богослужения протестанты могли не повсеместно, а прием в школу, занятия должностей, вопросы собственности не должны были зависеть от вероисповедания.  Тот факт, что Генрих Наваррский несколько раз под давлением различных обстоятельств в течение жизни менял религию, может помочь учащимся объяснить, почему именно он решает принять данный эдикт. При выполнении последнего задания важно обращать внимание на аргументацию: сам по себе эдикт явно содержит в себе возможность мирного сосуществования католиков и гугенотов на территории Франции. Но нежелание, особенно монархов, его исполнять, могут свести на нет все усилия, что и случится при Людовике XIII и особенно при Людовике XIV.

┕──━──━──┑◆┍──━──━──┙

Публикации по теме