«Апофеоз войны» – памятник Тамерлану?

Если вскрыть его гробницу, начнется самая страшная война.
Находящегося в плену османского султана он держал в клетке и использовал как подставку, чтобы влезать на лошадь.
Побежденные им цари были запряжены в его колесницу.
Эти и другие известные мифические представления о великом тюрко-монгольском завоевателе Тамерлане известны не из исторических описаний, а из пьес и рассказов, романтизирующих его достижения и утрирующих злодеяния. Но картину Василия Верещагина, на которой изображена пирамида из человеческих черепов, можно считать исторической.

Моя библиотека

Тамерлан был легендарным завоевателем. Он покорил Среднюю Азию, Иран, Ирак, Кавказ, часть современной Турции, Южную Россию и Северную Индию, построив империю Тимуридов, одну из крупнейших в Западной Евразии. Тамерлан считал, что все войны происходят из-за амбиций враждующих правителей, поэтому, чтобы наступил всеобщий мир, все страны нужно объединить под властью одного правителя, который установит единые для всех законы.

Но путь к такому господству был тяжелым и невероятно жестоким.

Один из самых богатых городов Персии – Исфаган – встретился с войском Тамерлана в 1387 году. Многотысячное громкое, поднимающее столб пыли войско произвело страшное впечатление на город: люди быстро сдались, но некоторые смелые жители перерезали тамерланов гарнизон. Услышав про бунт, Тамерлан приказал убить всех мужчин, женщин и детей. Предполагается, что почти сто тысяч человек – население города – было вырезано. Были возведены 45 башен из 70 тысяч голов жителей Исфагана. С тех пор подобные пирамиды стали отличительной чертой мест, где прошла завоевательная стопа Тамерлана – в Багдаде таких башен было 120.

Как отмечает Жан-Поль Ру, специалист по тюрко-монгольским народам, эти башни были не только символом победы и устрашения, но и предметом священного поклонения. Для степных народов был важен религиозный принцип накопления предметов, которое увеличивает их мощь. «Озера и реки важнее одной капли воды», – твердит народная мудрость.

Интересен тот факт, что в источниках встречаются разные названия построек – башни, пирамиды, минареты. Хотя нет точного указания на то, в какой форме они возводились. Например, один из историков эпохи Тимуридов писал: «Из голов убитых построили башни», а в то же время путешественник упоминал в дневниках: «… из этих голов сложены были две пирамиды». Потомок Тамерлана писал: ««На холмике, находившемся перед лагерем, где происходило сражение, я приказал построить минарет из голов убитых». Сохранились и немногие средневековые изображения, на которых эти постройки представлены в форме минаретов. Этот факт еще раз подчеркивает религиозную составляющую башен, в которых языческая культура смешивается с исламской.

Упоминание подобных построек Тамерлана воскрешает в памяти известнейшую картину Василия Верещагина «Апофеоз войны», написанную художником в 1871 году под впечатлением от поездок в Туркестан, где он был вовлечен в военные действия.

Центральный элемент картины – пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города – является символом ужасов, разрушений, вызываемых войной, и призывает подумать о цене военных триумфов, о возможности установить мир путем войны.

Словарь понятий и терминов

Апофеоз – прославление, возвеличивание какого-либо лица, явления, события и т.п.

Василий Верещагин – российский художник, известный как мастер батальных сцен.

Империя Тимуридов – средневековая среднеазиатская тюрко-монгольская династия, правившая на территории Мавераннахра и современных Ирана и Ирака с 1370 года до 1507 года.

Минарет – в исламской архитектуре башня, с которой служитель мечети созывает верующих к молитве.

Персия – древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном.

Тамерлан – тюрко-монгольский завоеватель, который основал империю Тимуридов на территории современного Афганистана, Ирана, Месопотамии, северной Индии и Центральной Азии.

Туркестан – историко-географический термин, служивший в течение долгого времени для обозначения обширной территории в Средней и Центральной Азии, населенной преимущественно тюркскими народностями.

Библиографический список

  1. В. Скляренко, В. Сядро, И. Рудычева, О. Манжос. Великие завоеватели. – М.: Фолио, 2013. – 384 с.
  2. Великие полководцы. Афоризмы, притчи, легенды [Текст] / [авт.-сост.: А. Ю. Кожевников]. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 304 с. : цв. ил., портр.; 27 см. — (Мудрость тысячелетий).
  3. Гарольд Лэмб. Тамерлан. Правитель и полководец (документальное произведение, перевод Л. Игоревского), 332 с. 
  4. Ру, Жан-Поль. Тамерлан: [перевод с французского] / Жан-Поль Ру. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 295 с. : ил. — (Жизнь замечательных людей : серия биографий / основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолжена в 1933 г. М. Горьким ; вып. 859)
  5. Тамерлан — покоритель Азии / [ред. О. Иванов ; ил. Ирины Тибиловой]. — Москва: Ломоносовъ, 2014. — 218, [1] с. : ил.; 22 см. — (История. География. Этнография)

Список рекомендуемой научно-исследовательской литературы и информационных ресурсов

  1. В. Скляренко, В. Сядро, И. Рудычева, О. Манжос. Великие завоеватели. – М.: Фолио, 2013. – 384 с.
  2. Великие полководцы. Афоризмы, притчи, легенды [Текст] / [авт.-сост.: А. Ю. Кожевников]. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 304 с. : цв. ил., портр.; 27 см. — (Мудрость тысячелетий).
  3. Тамерлан — покоритель Азии / [ред. О. Иванов ; ил. Ирины Тибиловой]. — Москва: Ломоносовъ, 2014. — 218, [1] с. : ил.; 22 см. — (История. География. Этнография)

Публикации по теме

По легенде одно из древних чудес света – знаменитый Колосс на острове Родос – был возведен в честь громкой победы греков над македонцами. Но кого одолели родосцы, что сочли достойным увековечить свою победу величайшим на тот момент творением человеческих рук?
Пожалуй, удостоиться такой чести мог только Александр Македонский, которого не только в древности, но и позднее признавали самым гениальным полководцем и величайшим завоевателем. Однако гигантская статуя отметила победу жителей острова над Деметрием Полиоркетом. Он тоже был македонцем, сыном одного из бывших соратников давно почившего Александра Македонского – Антигона Одноглазого. Его война с родосцами случилась спустя почти 20 лет после смерти великого завоевателя. Чем же была знаменательна эта война и победа родосцев? Почему о Деметрии говорили как о «живом боге, осаждающем города»?