Красный крест

Многие ли обращали внимание на то, что символ одной из самых известных международных гуманитарных организаций имеет много общего с флагом Швейцарии? А многие ли слышали о битве при Сольферино? Тем не менее, именно она привела к созданию Международного Красного креста.

Моя библиотека

Как часто бывает в жизни, Жан Анри Дюнан

вовсе не собирался становиться основоположником гуманитарной организации. И никогда не помышлял о том, что его озаботит судьба раненых солдат. Более того, в июне 1859 года Дюнан оказался близ итальянского города Сольферино исключительно из корыстных соображений: он искал французского императора Наполеона III, который воевал с Австрией, чтобы рассказать монарху о своих злоключениях и попросить повлиять на французские власти в Алжире. Дело в том, что Дюнан, вынужденно оставив должность в представительстве крупного французского банка в Алжире, с головой ушел в бизнес: он арендовал 400 га земли, чтобы в дальнейшем возвести здесь дома, плантации, заводы. Но французские власти никак не давали дельцу право на пользование водой. Дюнан понял, что его капиталы уходят арендодателям, сам он не получает никакого дохода. Вот и решил предприниматель-неудачник, что терять ему нечего, написал полную хвалебных оценок книгу о Наполеоне III и отправился в Италию.

Что мы читаем о битве при Сольферино в справочной литературе? 24 июня 1859 года франко-сардинская армия столкнулась с позициями противника. Чтобы не дать австрийцам опомниться и дождаться подкрепления, Наполеон III решается на атаку. После ожесточенных боев деревушка Сольферино была захвачена. Обе армии понесли тяжелые потери, Наполеон и Франц-Иосиф заключили перемирие.

Эта сухая констатация фактов не дает ни малейшего представления о той бойне, которая произошла 24 июня и которую увидел пораженный Анри Дюнан. В своем главном труде «Воспоминание о битве при Сольферино» он описывает невероятные по своей жестокости картины сражения, навсегда врезавшиеся ему в память: «Самые сильные позиции уступают и опять захватывают по нескольку раз. Люди валятся тысячами, простреленные, искалеченные или смертельно раненые всевозможными снарядами».

Глаз Дюнана выхватывает из жуткого действа эпизоды, в которых один солдат пытается вытащить из боя раненого товарища, маркитантки стараются напоить раненых и оказать им помощь, невзирая на то, что сами погибают. После завершения многочасового боя искалеченных солдат обеих армий грузили на повозки и фургоны, но их явно было недостаточно. Практически в каждом доме, церкви, да просто под открытым небом были развернуты мобильные лазареты. Тем не менее, Дюнан увидел, что на дорогах лежат сотни раненых, и несколько хирургов, падающих в обморок от количества операций, не в состоянии им помочь. Тогда Дюнан с группой крестьян организовал распределение раненых по свободным домам, искал для них воду и пищу, лично оказывал медицинскую помощь. Он замечает, что многим не требуется серьезное медицинское вмешательство, а нужно омыть раны, перевязать их, дать воды. Но от того, что этого не происходит, часть солдат умирает, несмотря на то, что раны не были смертельными, просто от отсутствия элементарной помощи. И так прошло три дня, пока на подмогу не прибыли другие медики.

На четвертый день Дюнан вдруг вспомнил, что должен найти императора, чтобы спасти свой бизнес, и понял, что это теперь совсем не важно: из головы не шла одна единственная мысль – как помочь. Изнывая от бессилия, Дюнан взял перо и написал уже упоминаемое «Воспоминание…», которое было опубликовано в 1862 году.

Какой вывод делает Дюнан? «Если бы во время битвы при Сольферино существовало международное общество помощи, если бы 24, 25 и 26 июня в Кастильоне, Брешии, Мантуе и Вероне были бы добровольцы, сестры и братья милосердия, какую неоценимую пользу они могли бы принести!».

Видя, как жители родной Дюнану Женевы и других городов Швейцарии присылали белье и перевязочные средства раненым обеих армий, а также деньги на закупку всего необходимого, он организует «Комитет пяти», в который вошли самые влиятельные персоны Швейцарии. Этот «Комитет» в 1863 году проводит конференцию, на которую приглашают представителей разных стран. 14 государств поддержали идею Дюнана о создании Национальных обществ. Так началась история Международного Красного креста (МКК).

В 1864 году был принят один из основополагающих документов международного гуманитарного права – Конвенция по улучшению участи раненых в армиях в поле. Основная идея Конвенции: Красный Крест как «беспристрастная гуманитарная организация» готов оказывать помощь раненым всех сторон конфликта. Статья 15 гласит: «Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению». Здесь отразилось то, о чем постоянно думал во время событий при Сольферино Дюнан. И в этом же документе авторы указывают, что из уважения к Швейцарии отличительной эмблемой МКК станет красный крест на белом фоне. В наши дни эмблемами также являются красный полумесяц (его начала использовать Османская империя во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.) и красный кристалл (эмблема, введенная в 2005 году для тех, чьи религиозные взгляды не принимают ни крест, ни полумесяц).

А что же Анри Дюнан, подаривший столь гуманную идею человечеству? Чем лучше шли дела у Красного креста, тем больше терпел крах бизнес Дюнана. Встреча с Наполеоном III не помогла, и Анри пришлось продать все свое имущество. Чтобы расплатиться с кредиторами, под молоток пошло и состояние семьи. В возрасте 53 лет Дюнан, по сути, стал нищим. Мир вспомнил о нем в 1901 году – первым лауреатом Нобелевской премии мира стал именно Жан Анри Дюнан.

А как в России?

Идеи, сходные с тем, что высказывал Анри Дюнан, в России первой озвучила Великая княгиня Елена Павловна,супруга Великого князя Михаила Павловича. Елена Павловна активно занималась благотворительностью, особенно теми вопросами, которые касались  медицины. Именно Великой княгине мы обязаны появлением в России Крестовоздвиженской общины сестер милосердия с перевязочными пунктами и передвижными лазаретами.

Как и в случае с Дюнаном, толчком стала война и огромное количество раненых в осажденном Севастополе. Николай Пирогов, отчаявшись найти поддержку где-либо еще, обратился именно к Елене Павловне, которая поведала хирургу о своей идее создать в непосредственной близости от линии фронта общину сестер милосердия. Поведала с опаской, потому что именно за подобное предложение при дворе ее подняли на смех, объясняя, что война – не женское дело. А Пирогов выразил полное согласие с идеями Великой княгини. За поддержкой обратились ко всем незамужним женщинам, готовым научиться азам медицины и уехать на помощь русским солдатам в Крым. 25 октября 1854 года Пирогов, несколько хирургов и три десятка сестер отправились в Севастополь. Это и стало началом создания в нашей стране общин, подобных Крестовоздвиженской. Официально статус медсестры будет утвержден в 1863 году.

15 мая 1867 года император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах, которое в 1879 году было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК). С тех пор РОКК помогает раненым в боях, жертвам стихийных бедствий и пострадавшим во время эпидемий.

Словарь понятий и терминов

Гуманитарная организация – некоммерческая организация, ставившая своими задачами оказание помощи и решение гуманитарных проблем.

Конвенция – международный договор, предусматривающий обязательность выполнения указанных положений для сторон, ратифицировавших конвенцию.

Крестовоздвиженская община сестер милосердия – российская община сестер милосердия, первое в мире женское медицинское объединение по оказанию помощи раненым во время войны.

Лазарет – военное медицинское учреждение, входящее в состав воинской части для лечения больных и раненых военнослужащих.

Маркитантки – мелкие торговки, сопровождавшие войско в походах и учениях.

Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов) – совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Сестры милосердия – изначально: католическое сообщество монахинь, посвятивших себя уходу за больными и ранеными; в России – представительницы общин, прошедшие медицинскую подготовку, работающие в больницах, приютах и лазаретах.

Библиографический список

  1. I Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях//Минобороны России (Электронный ресурс). URL: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=11967405%40egNPA
  2. Августейшие сестры милосердия: [сб. арх. док. и воспоминаний / сост. Н.К. Зверева]. – М.: Вече, 2006. – 461 с. – (Царский дом)
  3. Воспоминание о битве при Сольферино (Souvenir de Solférino) / Анри Дюнан (Henry Dunant основатель Красного креста, получивший премию Нобеля); Пер. с фр. С. Н. Норман. Под ред. А. П. Плетнева. — Санкт-Петербург: тип. И. Гольберга, 1904. — 64 с.
  4. Martin Gumpert: Dunant. Der Roman des Roten Kreuzes. Fischer Taschenbuch Verlag, Frankfurt 1987, ISBN 3-596-25261-X

Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов

  1. Благотворительность в России, 2002: ист. и социал.-экон. исслед. / Междунар. благотвор. фонд им. Д.С. Лихачева; [сост. О. Лейкинд и др.] – СПб.: Лики России, 2003. – 636 с.
  2. Благотворительность в России: социал. и ист. исслед. / Ин-т «Открытое о-во». – СПб.: Лики России, 2001. – 838 с.
  3. Ден, Л. Подлинная царица / Л. Ден; Воррес, Й. Последняя великая княгиня: воспоминания / Й. Воррес. – М.: Терра – Кн. клуб, 1998. – 415 с.
  4. Романюк, В.П. История сестринского дела в России / В.П. Романюк, В.А. Лапотников, Я.А. Накатис. – СПб.: СПбГМА, 1998. – 144 с.
  5. Сестры милосердия в Крымской войне 1853–1856 годов: [сб. раритет. материалов из фондов редких кн. науч. б-ки «Таврика» им. А.Х. Стевена / сост. Н.Н. Колесникова]. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. – 335 с.
  6. Сестры милосердия России / [С.Н. Акишина, А.М. Беланова, Н.А. Беляков и др.; под общ. ред. Н. А.Белякова]. – СПб.: Лики России, 2005. – 391 с.

Публикации по теме

По легенде одно из древних чудес света – знаменитый Колосс на острове Родос – был возведен в честь громкой победы греков над македонцами. Но кого одолели родосцы, что сочли достойным увековечить свою победу величайшим на тот момент творением человеческих рук?
Пожалуй, удостоиться такой чести мог только Александр Македонский, которого не только в древности, но и позднее признавали самым гениальным полководцем и величайшим завоевателем. Однако гигантская статуя отметила победу жителей острова над Деметрием Полиоркетом. Он тоже был македонцем, сыном одного из бывших соратников давно почившего Александра Македонского – Антигона Одноглазого. Его война с родосцами случилась спустя почти 20 лет после смерти великого завоевателя. Чем же была знаменательна эта война и победа родосцев? Почему о Деметрии говорили как о «живом боге, осаждающем города»?