Зло войны и благо мира

В 1648 году завершилась Тридцатилетняя война, которую часто называют первой общеевропейской. Вслед за Гуго Гроцием – автором трактата «О праве войны и мира» – Вестфальский мир стали называть основой международного гуманитарного права. Иногда можно прочитать, что отдельные положения Вестфальского мира вошли в Версальский мир, венчавший Первую мировую войну. Насколько это соответствует действительности?

Моя библиотека

Вестфальским миром завершилась Тридцатилетняя война, в которой принимало участие множество европейских государств. Габсбурги потерпели поражение от коалиции и пошли на заключение мира, который до сих пор практически во всех учебных пособиях и популярных текстах отмечается как первый кирпич в основании системы международных отношений. По сути, Вестфальский договор состоит из двух частей: Оснабрюкский договор (между воюющими сторонами) и Мюнстерский договор (результаты переговоров Испании и Нидерландов, отстаивающих свою независимость).

Главный итог Тридцатилетней войны – завершение доминирования империи Габсбургов в Европе. Почти три сотни немецких княжеств становятся суверенными государствами (при номинальном подчинении императору Священной Римской империи). Сторонники протестантизма подтверждают равные с католиками права, которые им подарил Аугсбургский мир. Признана независимость Швейцарии и Нидерландов. Важно отметить, что последние – это республиканские государства, которые стали рассматриваться полноправными участниками дипломатических процессов.

Что традиционно можно прочитать о значении Вестфальского мира? Все выводы сводятся к следующим тезисам:

  • признание национального суверенитета как базового принципа международных отношений;
  • приоритет национального интереса;
  • равенство государств на международной арене.

Также весьма укоренившейся является гипотеза о непосредственном влиянии трактата нидерландского юриста и философа Гуго Гроция «О праве войны и мира», в котором автор (современник Тридцатилетней войны) все войны делит на справедливые (защита своей страны, независимости и прав) и несправедливые (агрессия, аннексия, порабощение). И именно Гуго Гроций заявил о необходимости установить правила ведения войн, а также нормы, по которым будут осуществляться любые контакты между государствами.

В 1948 году американский юрист Лео Гросс опубликовал статью, в которой назвал Вестфальский договор «величественным порталом, ведущим из старого мира в новый», по сути, поместив Вестфальский мир на пьедестал основ международных отношений. При этом в статье не было ни одной отсылки к тексту договора, а лишь указания на другие исследования разных лет.

И только в конце 1990-х годов публикации английских исследователей произвели настоящую революцию – Дерек Кростон и Стефан Болак проанализировали каждое положение обоих договоров и не нашли там указаний на принципы признания национального суверенитета или равенства государств. Последующие сторонники критики Гросса указывали, что подобные тезисы встречаются как минимум в Утрехтском мирном договоре, венчавшем войну за испанское наследство (1713 г.), а в более явном виде присутствуют в работе швейцарского юриста Эмера де Ваттеля («Право народов», 1758 г.).

Может быть так, что в явном виде принципы международного права в тексте Вестфальского договора не присутствуют, но документ оказал заметное влияние на изменение международных отношений? Для ответа на этот вопрос достаточно посмотреть на последствия Тридцатилетней войны.

Франция не только в XVII столетии, но и весь последующий период активно распространяла версию о том, что главной причиной начала военных действий стали экспансионистские планы Габсбургов, и, если бы не Франция, возглавившая коалицию, плакал бы суверенитет большей части Европы.

Реальная ситуация представляется несколько иной: в условиях реформации и постоянных попыток отдельных частей получить независимость империя слабла на глазах, и лишь вопрос времени, кто захотел бы воспользоваться этим первым. Поэтому позицию Габсбургов в Тридцатилетней войне можно считать скорее оборонительной, особенно после вступления в войну Франции. Следовательно, дисбаланс после 1648 года не был ликвидирован, а обрел новое лицо – на сей раз лицо Бурбонов. Ситуация сохранялась недолго, так как против подобной рокировки выступило слишком много государств, и после серии войн как раз и был заключен Утрехстский договор, о котором шла речь выше.

Также не канули в Лету и религиозные конфликты: пуритане и англикане в Англии, протестанты и католики в Швейцарии, новая волна преследования гугенотов во Франции, православное население Малороссии против поляков – вот картина Европы, написанная максимально широкими мазками.

Чему нас учит данная история? В первую очередь, тому, что для оценки исторического прошлого важно оперировать текстами источников, а не их интерпретацией (пусть и уважаемыми во всех смыслах людьми). Далее – тому, что в нашем сознании прочно укрепляются установки, и не всегда появляется желание проверить их. А также тому, что за каждой трактовкой события стоит кто-то, кому это выгодно.

Словарь понятий и терминов

Англиканство– одно из направлений протестантизма, появившееся в ходе Реформации в Англии.

Аннексия (в международном праве) – насильственное присоединение государством всей или части территории другого государства в одностороннем порядке.

Аугсбургский мир – договор, признававший лютеранство официальной религией Священной Римской империи.

Война за испанское наследство – крупный европейский военный конфликт, причиной которого стала смерть последнего короля Испании из династии Габсбургов.

Габсбурги – европейская династия монархов в период Средних веков и Нового времени, представители которой правили во многих странах Европы.

Гугеноты – французские протестанты.

Пуритане – одно из течений протестантизма, сторонников очищения церкви Англии от элементов католического вероучения.

Священная Римская империя – европейское государство (объединение государств) под управлением римско-германских императоров, существовавшее с 962 г. по 1806 г.

Суверенитет – полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики.

Экспансия – политика распространения своего политического и экономического влияния на другие страны с целью захвата чужих территорий и рынков сбыта.

Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов

  • Зонова Т.В. Вестфальская система // Вестник МГИМО. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vestfalskaya-sistema (дата обращения: 05.04.2024).
  • История международного права / Ю. Я. Баскин, Д. И. Фельдман. — Москва: Междунар. отношения, 1990. – 204 с.
  • Мюнклер Герфрид Новые войны. О возвращении одной исторической модели // Философско-литературный журнал «Логос». 2019. №3 (130). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-voyny-o-vozvraschenii-odnoy-istoricheskoy-modeli (дата обращения: 05.04.2024).
  • Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства / АН СССР, Ин-т всеобщей истории. — Москва: Наука, 1976. — 433 с.
  • Тишакова Елена Николаевна, Чумаков Александр Дмитриевич Кризис и трагедия континента. Тридцатилетняя война (1618-1648) в событиях и коллективной памяти Европы / науч. Ред. И сост. Ю. Е. Ивонин и Л. И. Ивонина. — М. : Транс-Лит, 2015. — 564 с // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2016. №4.

Библиографический список

  • Болак С. Проявление силы вестфальского мифа в международном праве// Известия высших учебных заведений. Правоведение, 2011. — № 5. – С. 141-153.
  • Гроций Гуго. О праве войны и мира: Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права / Пер. с латин. А. Л. Саккетти; [Вступ. статьи А. Л. Саккетти, А. Желудкова, с. 10-38]. — [Репринт с изд. 1956 г.]. — Москва : Науч.-изд. центр «Ладомир», 1994. — 867 с.
  • Куприянов А. В. “Вестфальский миф”: история и критика. Анализ и прогноз//Журнал ИМЭМО РАН. – 2019. — № 3. – С. 37-50. URL:https://doi.org/10.20542/afij-2019-3-37-50
  • Тешке Б. Миф о 1648 годе: класс, геополитика и создание современных международных отношений. Пер с англ. Кралечкин Д., ред. Москва: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2011. — 415 с.
  • Acta Pacis Westphalicae. Available at: http://www.pax-westphalica.de/ (accessed 05.04.2024)

Публикации по теме

По легенде одно из древних чудес света – знаменитый Колосс на острове Родос – был возведен в честь громкой победы греков над македонцами. Но кого одолели родосцы, что сочли достойным увековечить свою победу величайшим на тот момент творением человеческих рук?
Пожалуй, удостоиться такой чести мог только Александр Македонский, которого не только в древности, но и позднее признавали самым гениальным полководцем и величайшим завоевателем. Однако гигантская статуя отметила победу жителей острова над Деметрием Полиоркетом. Он тоже был македонцем, сыном одного из бывших соратников давно почившего Александра Македонского – Антигона Одноглазого. Его война с родосцами случилась спустя почти 20 лет после смерти великого завоевателя. Чем же была знаменательна эта война и победа родосцев? Почему о Деметрии говорили как о «живом боге, осаждающем города»?