Работа с изображениями. История России

Изобразительные материалы могут быть использованы на уроках истории по различным темам изучаемого курса для развития предметных и метапредметных умений.

Моя библиотека

Комплексная работа с произведениями искусства способствует развитию
критического мышления, умения анализировать историческую информацию,
умения сравнивать разные знаковые системы, источники информации, а также
умения высказывать точку зрения и аргументировать ее.

А.Д. Кившенко. Призвание на царство Романовых — Михаила Фёдоровича (Депутация Земского собора). 1880 год.
Источник: runivers.ru

Репродукцию рекомендуется рассматривать в паре с картиной Г.И. Угрюмова «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года».

Задания.
 1. Через какие изобразительные средства используют художники для передачи атмосферы, настроений, характерных для события?
 2. Какие трактовки восхождения Михаила Фёдоровича на трон отражены на полотнах? Какова роль матери?
 3. Как представлен народ, кто и по каким причинам выделяется на общем фоне? Представьте себя свидетелем воцарения первого из Романовых. Опишите, как бы вы себя чувствовали? В каком месте находились? Что видели вокруг себя?
 4. Произведите сравнительную характеристику двух картин (авторский замысел, достоверность изображения, смысловые акценты, степень реалистичности).

Методический комментарий. Работа с картинами позволяет посмотреть на событие с разных сторон, отметить разные настроения, которые имели место и в обществе того времени. Можно также обратить внимание учащихся на время написания картин, предложить порассуждать, с чем связано переосмысление данного события.

Г.И. Угрюмов. Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Не позднее 1800.
Источник: rusmuseumvrm.ru

Репродукцию рекомендуется рассматривать в паре с картиной А.Д. Кившенко «Призвание на царство Романовых — Михаила Фёдоровича (Депутация Земского собора)».

Задания:
 1. Через какие изобразительные средства используют художники для передачи атмосферы, настроений, характерных для события?
 2. Какие трактовки восхождения Михаила Фёдоровича на трон отражены на полотнах? Какова роль матери?
 3. Как представлен народ, кто и по каким причинам выделяется на общем фоне? Представьте себя свидетелем воцарения первого из Романовых. Опишите, как бы вы себя чувствовали? В каком месте находились? Что видели вокруг себя?
 4. Произведите сравнительную характеристику двух картин (авторский замысел, достоверность изображения, смысловые акценты, степень реалистичности).

Методический комментарий. Работа с картинами позволяет посмотреть на событие с разных сторон, отметить разные настроения, которые имели место и в обществе того времени. Можно также обратить внимание учащихся на время написания картин, предложить порассуждать, с чем связано переосмысление данного события.

────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────

Н. Шустов. Иван III разрывает ханскую грамоту. 1862 год.
Источник: aria-art.ru

Картина может быть использована при изучении темы «Усиление Московского княжества».

Задания.
 1. Рассмотрите героев картины. Кто они? К каким сословиям принадлежат?
 2. Какое событие отражено на картине? Какие детали указывают на это?
 3. Что заставило Ивана III принять решение разорвать грамоту? Что за события предшествовали данному решению?
 4. Какие события могли произойти после действий Ивана III? Обратитесь к летописям и проследите, имело ли место произошедшее в реальности? Нашло ли оно отражение в источниках?

Методический комментарий. Сюжет картины взят Шустовым из «Истории государства российского» Карамзина: «Уверенный в дружбе Менгли-Гирея и в собственных силах, Иоанн, по известию некоторых летописцев, решился вывести Ахмата из заблуждения и торжественно объявить свободу России следующим образом. Сей хан отправил в Москву новых послов требовать дани. Их представили к Иоанну: он взял басму (или образ Царя) (точнее, пластинку, служившую верительной грамотой. – Е. А.), изломал ее, бросил на землю, растоптал ногами; велел умертвить послов, кроме одного, и сказал ему: «Спеши объявить царю виденное тобою; что сделалось с его басмою и послами, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое». В исторических источниках об убийстве ордынских послов в Москве нигде не упоминается.

Работа с репродукцией позволяет учащимся установить исторические взаимосвязи, отсылая к стоянию на реке Угре; дает возможность подойти к теме возвышения Москвы и образования сильного Московского княжества; учит обращаться с историческими источниками, обращаться к ним для поиска информации, а также способствует развитию навыков критического мышления.

────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────

Аполлинарий Васнецов. Новгородский торг XVII века. 1908-1909.
Источник: my.tretyakov.ru

«Новгородский торг XVII в.» отличает продуманность композиции и научная точность деталей. Изображение может быть использовано на разных этапах урока.

Этап мотивации. Представьте, что вы оказались в этом городе. Что вы видите? Куда бы вам захотелось пойти в первую очередь? Что вам нужно знать о городе, чтобы вам было интереснее и комфортнее в нем находиться? Методический комментарий. Данный прием позволит вовлечь учащихся в изучение картины. Описывая, что ребята видят, они будут фиксировать внимание на важных чертах Новгорода: торговля, судоходная река, особенности архитектуры. В дальнейшем эти аспекты будут освещаться в ходе урока, либо подтверждая предположения учащихся, либо опровергая их. При ответе на последний вопрос чаще всего ученики отмечают, что важно знать географические особенности города, как он управляется, какие здесь есть значимые памятники, то есть, по сути, ставят задачи на урок.

Этап актуализации. Предположите, о каком городе пойдет речь на сегодняшнем уроке. По каким признакам вы можете это установить? Методический комментарий. Определяя тему урока, учащиеся обращают внимание на все те же значимые «маркеры», по которым можно узнать Новгород: город на реке, много судов, развитая торговля, большой город, Софийский собор, иностранцы и т.п. На данном этапе можно обратиться к карте и актуализировать географическое положение Новгородской земли. Рекомендуется также вспомнить о строительстве Софийского собора и Ярославе Мудром. Это позволит в дальнейшем на уроке опереться на имеющиеся знания учеников.

Этап изучения нового материала. Назовите основное занятие жителей Новгорода. Как иллюстрация позволила вам ответить на вопрос? Чем вы можете объяснить тот факт, что Новгород являлся одной из самых богатых земель в период феодальной раздробленности? Методический комментарий. Данное изображение наглядно демонстрирует роль торговли в жизни Новгородской республики: мы видим торговые суда, рынок, иностранцев, судя по всему, заключающих торговые сделки. Предположения, сделанные на основе работы с иллюстрацией, рекомендуется подтвердить информацией из письменного источника или текста параграфа.

Этап закрепления изученного материала. Представьте, что вы пишете учебник истории. На страницах вашего учебника вы решили разместить данную иллюстрацию. Каким текстом об истории Новгородской республики вы будете сопровождать данную картину? Методический комментарий. Задание направлено на то, чтобы еще раз обобщить ключевую информацию о Новгородской земле. Тексты могут содержать сведения об особенностях географического положения Новгорода, хозяйственной жизни или культуры.

Этап обобщения. Вы ведете социальную сеть, в которой рассказываете об истории городов России. Вы написали пост об истории Новгорода и разместили данное изображение. Предложите 5 хештегов, которыми вы сопроводите публикацию. Методический комментарий. Данная форма задания очень хорошо воспринимается учениками. При этом оно содержит и функцию рефлексии, так как в хештегах можно отразить не только то, что ты усвоил на уроке, но и свое отношение и эмоциональное состояние.

────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────

В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 год.
Источник: my.tretyakov.ru

Картина может быть использована при изучении темы «Начало царствования Петра I».

Задания.
1. Картина называется «Утро стрелецкой казни», видим ли мы на ней стрельцов? В чём особенности их изображения: во что они одеты, что держат в руках?
 2. Присутствует ли на картине Петр I? Присутствовал ли он в действительности на казни? Обратитесь к источникам, чтобы подтвердить свой ответ. Как он изображён на картине? Что выражает его взгляд, поза? Кто его окружает? Во что они одеты? Чем можно объяснить эту разницу?
3. Обратите внимание на общий план картины. На сколько условных частей можно её разделить? Чем характерна каждая из частей? Назовите противопоставление, лежащее в основе идеи полотна.
4. Какие фигуры выделяются на фоне остальных? Почему? Присмотритесь к фигурам стрельца и солдата, ведущего его на казнь. Попробуйте мысленно отделить их от полотна. Какие эмоции и чувства вы испытываете теперь, смотря на этих героев? Как это дополняет идею картины?
5. На этапе обобщения можно предложить следующее задание: «Вы репортер, который публикует новость и предоставляет это изображение в качестве иллюстрации. Каким текстом вы бы сопроводили её?»

Методический комментарий. При обсуждении картины стоит обратить внимание учащихся на противопоставление левой и правой сторон картины: жизни и порядка, народа и закона. Также отдельного внимания заслуживают фигуры советника и стрельца (того, что взглядом противоборствует Петру), профили которых практически идентичны.

Публикации по теме