Исторический источник. История России
В данной рубрике мы публикуем фрагменты исторических источников, которые часто включаются в учебные занятия. Кроме методических рекомендаций к источнику предлагается система вопросов заданий.
Моя библиотека
В выпуске:
1. Переход к НЭПу (Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета);
2. «Кондиции», подписанные Анной Иоанновной в 1730 г.;
3. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва (Манифест во всенародное известие жителям Пензы и Пензенской провинции).
Переход к НЭПу
Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом.
1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.
2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.
3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.
4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным.
Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.
Старательные хозяева крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога.
5. Закон о налоге должен быть составлен таким образом и опубликован в такой срок, чтобы земледельцы еще до начала весенних полевых работ были возможно более точно осведомлены о размерах падающих на них обязательств.
6. Сдача государству причитающихся по налогу продуктов заканчивается в определенные, точно установленные законом, сроки.
7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога.
Круговая ответственность отменяется.
Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.
8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства.
Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.
9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.
10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам.
11. В развитие настоящего закона, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предлагает Совету Народных Комиссаров не позднее месячного срока издать соответствующее подробное положение.
Подписали:
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. Калинин.
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета П. Залуцкий.
21 марта 1921 года.
(Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1944).
Вопросы и задания.
- С помощью документа сформулируйте определение понятия «продналог».
- Сравните систему продналога с существовавшей ранее продразверсткой. Выразите сравнение в виде таблицы, предложив собственные линии сравнения.
- Обратите внимание на дату принятия декрета. Какие события подтолкнули правительство к данному решению?
- Политику НЭПа иногда называют рыночным социализмом. Как текст документа подтверждает эту мысль?
Методические рекомендации. Данный декрет имеет принципиальное значение для понимания сути перехода к политике НЭПа. Работа с текстом позволит как актуализировать ранее изученный материал, так и выявить необходимую новую информацию. Первое задание значимо для подготовки старшеклассников к ЕГЭ, так как получение навыка формулирования определений гораздо важнее заучивания готовых формулировок (обращайте внимание учащихся на необходимость выделения видовых и родовых признаков). При работе с сравнительной таблицей сделайте акцент на том, что продналог – это установленная часть урожая, а все, что останется, находится в полном распоряжении крестьянина. Таким образом, мы можем говорить о возобновлении частной торговли. При этом сохраняется практика распределения зерна среди беднейших крестьянских слоев. Для понимания причин декрета рекомендуется вспомнить особенности эконмического положения Советской России в начале 20-х гг., а также события «антоновщины» и Кронштадтского мятежа.
┕──━──━──┑◆┍──━──━──┙
«Кондиции», подписанные Анной Иоанновной в 1730 г.
Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприняли и, следуя божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное вначале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6) Вотчины и деревни не жаловать.
7) В придворные чины как русских, так и иноземцев без совету Верховного тайного совета не производить.
8) Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать.
А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
(Государство российское: власть и общество. С древнейших времен до наших дней. Сборник документов. Под ред. Ю.С.Кукушкина. М., Изд-во Моск. университета, 1996).
Вопросы и задания.
- Представьте, что вам нужно написать первый абзац статьи в энциклопедию «КОНДИЦИИ». Как бы вы дали определение этому понятию?
- На какие ограничения своей власти соглашалась Анна Иоанновна, подписывая кондиции? Выделите ограничения во внешней и внутренней политике. Какое (-ие) из них вы считаете самыми основными? Почему?
- Как сам документ объясняет необходимость его принятия? Насколько это соответствует реальным причинам того, что Верховный тайный совет настаивал на подписание кондиций?
- Представьте, что вы присутствуете на научной конференции. Ваш оппонент высказал предположение, что, если бы кондиции были приняты, в России утвердилась бы ограниченная монархия. Сформулируйте контраргументы к данной точки зрения.
Методические рекомендации. Работа с текстом кондиций может лечь в основу изучения темы «Внутренняя политика в эпоху дворцовых переворотов». Этот документ является прекрасной иллюстрацией роли придворных элит в процессах, происходивших после смерти Петра Великого. Особое внимание необходимо уделить заданию номер 1: термин «кондиции» часто становится основой различных заданий в экзаменационных КИМах, и здесь важно сделать акцент на том, что при формулировании определения необходимо упоминать исторический период и непосредственно Анну Иоанновну и верховников. Для выполнения последнего задания подведите учеников к выводу о том, что речь шла не об ограничении власти императрицы выборным представительным органом, а попадание Анны Иоанновны под полный контроль Верховного тайного совета, состоящего практически полностью из представителей рода Долгоруких.
┕──━──━──┑◆┍──━──━──┙
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва
Манифест во всенародное известие жителям Пензы и Пензенской провинции
Божиею милостию, мы, Петр Третий, император и самодержец Всероссийский и протчая, и протчая, и протчая.
Объявляется во всенародное известие.
Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне; и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку; и свобождаем всех от прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощениев. И желаем вам спасения душ и спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев-дворян странствие и немалыя бедствии.
А как ныне имя наше властию всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах, — оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может возчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжатца будет.
Дан июля 31 дня 1774 году.
Петр.
(Аксёнов А. И., Овчинников Р. В., Прохоров М. Ф. Документы ставки Е. И. Пугачёва, повстанческих властей и учреждений. 1773-1774 гг. — М.: Наука, 1975.)
Вопросы и задания.
- Кем подписан документ? Приведите аргументы, которые подтвердят тот факт, что указанное в источнике лицо не может быть автором документа. Кто является его автором на самом деле?
- Как в источнике отражены причины крестьянской войны? Выделите фрагменты, которые соответствуют причинам восстания.
- Обратите внимание на дату создания документа. Соотнесите по карте, в каком регионе происходят основные события крестьянской войны. С чем связано появление документа именно в это время?
- Как вы думаете, почему Пугачев не возглавил восстание от своего имени, а назвался императором Петром III? Представьте, что вам предстоит высказаться на эту тему в историческом подкасте.
Методические рекомендации. Данный текст позволяет рассмотреть события 1773-1775 гг. с разных аспектов. Во-первых, вопрос самозванства. Первое задание не должно вызвать затруднений у учащихся, так как хронология событий, известная ребятам, сразу подсказывает ответ на вопрос: император Петр III умер в 1762 году, поэтому не может подписывать указы в 1774 году, когда на престоле находится Екатерина II. Последнее задание, которое относится к высокому уровню сложности, как раз предлагает порассуждать о причинах самозванства Емельяна Пугачева. Учитель может помочь наводящими вопросами (каково было отношение к царской власти в крестьянской среде, в чем особенности правления Петра III), рассказать о том, что во времена Екатерины II наблюдается несколько десятков случаев самозванства. Во-вторых, документ позволяет еще раз акцентировать внимание учащихся на причинах восстания: здесь целесообразно работать над выявлением информации из текста. В-третьих, мы обращаем внимание на то, что документ появился именно в тот момент, когда начинается самый массовый этап восстания, и основными участниками становятся крестьяне, которых необходимо привлечь на свою сторону после потери значительной части своего войска на предшествующем этапе.
┕──━──━──┑◆┍──━──━──┙