Василий Чапаев в переплете

Фольклорного героя нарочно не придумаешь. Из огромного количества персонажей устного творчества, литературы, музыкального и изобразительного искусства в культурный код народа попадают единицы. И заранее не предсказать, кому повезет (или наоборот) остаться в памяти народа.
Каким образом командир дивизии, каких, в общем-то, во время Гражданской войны было множество, проделал путь до практически мифологического героя, персонажа народного творчества?

Моя библиотека

«Первый» Чапаев

Реальный Василий Иванович Чепаев (фамилию свою он писал через «ять», далее в статье для удобства везде будет написание «Чапаев») (1887-1919 гг.) родился в бедной крестьянской семье в деревне Будайка Чебоксарского уезда. Позднее, спасаясь от голода, семья перебралась в село Балаково Саратовской области.

Детство Василия Ивановича было непростым: он не закончил обучение в церковно-приходской школе и был вынужден рано начать работать – у купца в лавке, половым в чайной. Позднее он стал плотником и работал вместе с отцом и братьями.

Был призван в армию, но достаточно быстро отправлен домой, возможно, из-за политической неблагонадежности. У Василия Ивановича были жена и трое детей, но мирная семейная жизнь не сложилась – с началом Первой мировой войны Чапаев был мобилизован и прошел всю войну, получив, кроме ранений, награды за свой героизм: Георгиевские кресты 2,3 и 4 степеней и звание фельдфебеля.

Уже в то время его боевая характеристика была достойной: в бою «примером отличной храбрости и мужества … ободрял и увлекал за собой своих подчиненных и, будучи опасно ранен, после сделанной ему перевязки, вернулся в строй и снова принял участие в бою».

Иван Семенович Кутяков в книге «Боевой путь Чапаева» отмечает, что Василий Иванович научился читать в окопах на фронте, там он «знакомился с биографиями прославленных полководцев: Ганнибала, Суворова, Наполеона». Не считая этих книг, одобренных командованием (офицерами), Чапаев читал книги про настоящих «героев из народа» –  Степана Разина, Емельяна Пугачева, Чуркина, Гарибальди.

Прежде чем вступить в партию, Чапаев побывал среди анархистов, но линия большевиков для него все же оказалась предпочтительней. «Я сделался коммунистом не по теории, а на практике. Когда торговал – я видел весь этот обман, знаю, как мы бессовестно и бессердечно обманывали друг друга. Я все думал, как же тут можно обойтись без обмана – и не мог понять. А когда научился коммунизму, когда узнал нашу программу – обрадовался, поняв, что избавиться можно только по этому учению. Вот почему я стал коммунистом. Ничего, что учение знаю плохо, зато я убежден крепко» (из дневников Д. Фурманова). После Октябрьской революции Василий Иванович был «организатором отрядов Красной гвардии и верным стражем советской власти». Его личность была очень популярна среди рабочих и крестьян Заволжья, молодежь стремилась в его отряды. Боевые товарищи ценили в нем энергию, инициативность, смелость и боевой опыт. Как командир Чапаев был требовательным, но при этом всегда заботился о нуждах своих частей.

В ноябре 1918 года Василий Иванович начал обучение в Академии генерального штаба, поступил он туда с достаточно яркой характеристикой.

Командование отмечало «личное обаяние героя», его боевые подвиги и заслуги, смелость и здравый смысл. При этом недостаток образования (общего и военного) несколько мешает управлению войсками, не позволяет видеть всю «ширину» военного дела, но стремление получить это самое образование, чтобы после вернуться в строй более подготовленным, оценивается положительно.

Чапаева иногда представляют человеком, предпочитающим боевую практику обучению. В качестве примера приводят его быстрый «побег» из Академии обратно на фронт. Но здесь есть некоторая неточность. Василий Иванович осознавал, что ему не хватает знаний для еще более эффективного командования, но преподаваемые дисциплины не закрывали его потребности. При выполнении заданий преподаватели отмечали необычные и точные решения Чапаева, но придирались к оформлению (всего 2 класса церковно-приходской школы давали о себе знать). Интересны воспоминания Дмитрия Фурманова на эту тему: «Он все горевал, что судьба у него сложилась нескладно и не дала возможности развиться как следует. Он, разумеется, сознает и свою невоспитанность и необразованность, свою малую развитость и невежественность. Все хорошо видит, скорбит душой и стремится страстно перевоспитаться и скорее, как можно скорее научиться всяким наукам. Ему хочется ознакомиться с русским языком, ознакомиться с математикой и т.д. Мы договорились, что свободное время я буду с ним заниматься, буду направлять по возможности его самообразовательную работу. Говорили мы немало и на темы политические. Он все внимательно и жадно слушает, потом высказывается сам – просто, хорошо и правильно. Мысль у него правильная и ясная».

Отсутствие образования не мешало Василию Ивановичу понимать важность технического прогресса: ему удалось оснастить свою дивизию самыми современными на тот момент техникой и вооружением (автомобили, броневики, аэропланы), во всех частях функционировали телеграф, телефонная и фельдъегерско-мотоциклетная связь.

Чапаев любил своих бойцов, он обладал полководческим даром, огромной энергией и инициативой, заражавшей окружающих.

Что сделало его воистину народным командиром? Мнение полковника Е. Болтина в статье для «Военно-исторического журнала» 1939 года представляется достаточно точным: «Прежде всего это кровная, неразрывная связь командира с массами. Чапаев – тип нового, революционного командира, диаметрально противоположного офицеру старой армии. Чапаев – сын народа, выходец из народной массы и сам – органическая часть этой массы. Отсюда и необыкновенная спайка между ним, подчиненными командирами и бойцами, любовь к нему всех подчиненных, видевших в нем своего вожака, безгранично веривших ему и готовых итти за ним на самые опасные дела». 

Проследив судьбу Василия Ивановича, можно отметить, что именно война (сначала Первая мировая, затем – Гражданская) была его призванием, его стихией, раскрывшей управленческие и полководческие таланты.

Погиб Василий Иванович Чапаев в сентябре 1919 года, когда ему, тяжело раненому при атаке Лбищенска казаками, помогали переправиться через Урал венгры-красноармейцы (или когда он сам, тяжело раненый, пытался переплыть реку).

В настоящее время высказываются разные версии, было ли это на редкость удачной операцией белогвардейского командования или они послужили «инструментом» для устранения неугодного командира своим же руководством.

Но факт остается фактом: Василий Иванович Чапаев погиб, как и множество других красных командиров, но его имя уже больше века живет в народной памяти.

«Второй» Чапаев

В марте 1923 года впервые был опубликован роман Дмитрия Фурманова «Чапаев». Как писал А.В. Луначарский, «книжка очень читается, она представляет собою один из ярких успехов в нашей послереволюционной беллетристике… Из нее выходишь обогащенным и многими точными и важными знаниями относительно внешних и внутренних черт нашей гражданской войны». И.Э. Бабель называл «Чапаева» настольной книгой и отмечал, что по событиям гражданской войны подобного еще ничего не было.

Действие произведения разворачивается в 1919 году, в то время, как в 25-ую чапаевскую дивизию для «налаживания» политической работы прибывает комиссар Федор Клычков (его прообразом был сам Дмитрий Фурманов). Читателю показывают бои от Сломихинской до Уфы, а также трагическую гибель Чапаева в бою у Лбищенска.

Книга приобрела популярность, а Василий Иванович стал воистину народным героем. Хотя казалось бы – мало ли в стране начдивов, мало ли их погибло в боях… Малообразованный, но остроумный, смелый, обладающий своеобразной логикой и лексикой Чапаев «пережил» их всех.

Что касается жанра, у Фурманова было несколько вариантов: повесть, воспоминания, историческая хроника, историческая баллада, картины и т.д. Эти «терзания» неудивительны, поскольку книга написана во многом по материалам его дневников. Также Фурманов использовал сведения из архивов Красной Армии и других региональных архивов, книги по рекомендации Ивана Кутякова для того, чтобы изобразить действие на фоне событий, максимально соответствующих действительности.

Чем же фигура начдива так привлекла и увлекла читателей? Во многом успех объясняют «актуальностью и незатертостью» темы. 1923 год, только-только отгремела Гражданская война, молодая страна нуждается в новых героях. Некоторые исследователи полагают, что формировать «пантеон» советских героев было «удобнее» из числа погибших – они отдали свою жизнь за народ, уже точно не станут «идеологически неправильными» и т.п.

Дальше дело было за литературным талантом Фурманова (который, в общем-то, в реальности не был в таких теплых отношениях с комдивом, как комиссар в книге: они жаловались друг на друга начальству, кроме того, романтические чувства к одной женщине не способствовали дружбе). Сам автор в дневниках отмечал, что никак не может выбрать, сделать ли главного героя неидеальным, но живым и настоящим, или показать героизированную, но лишенную ярких индивидуальных черт, фигуру.

Фурманов выбрал первый вариант и не ошибся. Первые несколько десятков страниц мы только слышим о Чапаеве: «Однем словом – герой!». И его образ начинает складываться в сознании комиссара Клычкова (а вместе с ним и в сознании читателя): «Это несомненный народный герой, герой из лагеря вольницы – Емельки Пугачева, Стеньки Разина, Ермака Тимофеевича… Те в свое время свои дела делали, а этому другое время дано – он и дела творит не те… у него, у Чапаева, удаль и молодечество – главные в характере черты. Он больше именно герой, чем борец, больше страстный любитель приключений, чем сознательный революционер… Но какая это оригинальная личность на фоне крестьянского повстанчества, какая самобытная, яркая, колоритная фигура!» (здесь и далее цитаты из романа выделены курсивом, цитаты из дневников Д. Фурманова – стандартным шрифтом).

В этом роман совпадает с реальностью сначала комиссар только слышит о «Чапае»: «Здесь по всему округу можно слышать про Чапаева и про его славный отряд. Его просто зовут Чапай. Это слово наводит ужас на белую гвардию. Там, где заслышит она о его приближении, подымается сумятица и паника во вражьем стане. Казаки в ужасе разбегаются, ибо еще не было, кажется, ни одного случая, когда бы Чапай был побит. Личность совершенно легендарная. Действия Чапая отличаются крайней самостоятельностью; он ненавидит всевозможные планы, комбинации, стратегию и прочую военную мудрость. У него только одна стратегия – пламенный могучий удар. Он налетает совершенно внезапно, ударяет прямо в грудь и беспощадно рубит направо и налево… Политически он малосознателен. Инстинктивно чувствует, что надо биться за бедноту, но в дальнейшем разбирается туго».

Уже в этих описаниях можно увидеть, что «народный герой» в понимании комиссара – это не всегда положительная характеристика. Он не понимает, за что сражается, не признает авторитетов. Причина такого отношения раскрывается в романе: Клычков не раз слышал о так называемых «народных героях» (зачастую происходивших из крестьянской среды), проявлявшихся во время гражданской войны; и не было у комиссара к таким героям полного доверия из-за их «стихийности», он опасался, что такой народный командир-герой может направить свой отряд и против комиссара, и даже перейти на сторону «белых».

А таким образом реального Василия Ивановича характеризует Фурманов после знакомства и общения с ним: «Свое дело знает, в себя верит крепко, в чужих советах не нуждается и делает все самостоятельно. Работник он неутомимый. Голова не знает иных забот, кроме своего дела. Оно его поглощает всецело. Инициативы в нем много. Ум у него простой и ясный, схватывает все быстро и схватывает за самую сердцевину. В нем все простонародно и грубо, но и все понятно. Лукавства нет, за лукавство можно и по ошибке принять требуемую иногда обстоятельствами осторожность. Словом, парень молодец. Натура самобытная, могучая и красивая». Достойный кандидат на роль героя.

Какими чертами обладает русский народный герой в традиционном понимании? Он веселый (цинически веселый), нарушает правила, презирает смерть, он часть толпы, часть народа. У Василия Ивановича все это присутствует. Кроме того, персонаж Василия Ивановича соединяет черты и других народных героев: в нем есть суворовская значительность и простота; его дивизия носит имя Степана Разина – непобедимого (в сознании народа) героя. Он не конкретный человек с историей, крепкой семьей, он образ: немного помнит про себя, потому что он взялся ниоткуда. И в никуда канул. Его невозможно представить в мирной жизни. Его не сломала революция, у него нет прошлого, но и будущего вне войны тоже нет. «Боевая страда – чапаевская стихия. Чуть затишье – и он томится, нервничает, скучает, полон тяжелых мыслей. А из конца в конец по фронту метаться это его любимое дело».

В диалогах, которые в романе ведут Чапаев и Клычков, эмоциональный комдив часто уступает рациональному, рассудительному комиссару. С одной стороны, может показаться, что Фурманов как бы умаляет значимость Чапаева, рассматривая его слишком близко, отмечая его неграмотность, вспыльчивость, подозрительность, некоторую неуправляемость, слабость политической позиции. Но это как раз помогает создать образ Чапаева – живого человека; образ, который сложился у комиссара Клычкова после его личного знакомства и общения с Чапаевым, и который сохранился в памяти самого Фурманова.

Наряду с этим образом, основанным на личных впечатлениях, в книге показан образ Чапаева-героя, который запечатлен в исторической памяти нашей страны. Но при этом нет ни одного конкретного описания какого-то подвига, геройства, наоборот, комдив зачастую осторожничает. А.С. Макаренко отмечает, что читатель практически не видит Чапаева в бою – примерно полстраницы на всю книгу. И в данном случае Фурманов-Клычков старается разобраться, на каком основании Чапаева считают героем, при этом как бы оставаясь беспристрастным наблюдателем.

Он отмечает некую обобщенную черту народных героев тех времен: Чапаев и подобные ему могли существовать только в то время и в том месте – на фронтах гражданской войны. Они рождены народной массой, в них «собрались и отразились, как в зеркале, основные свойства полупартизанских войск той поры – с беспредельной удалью, решительностью и выносливостью, с неизбежной жестокостью и суровыми нравами». Интересным представляется факт, что никаким партизаном Чапаев не был, а часто бывал на атакующих позициях и выполнял указания вышестоящего начальства, которое уважал (Фрунзе).

Безусловно, он отличный боец с огромным практическим опытом, но для образа героя важно и то, что он мог организовать других и вдохновить их: «самим собою – любимой и высокоавторитетной личностью – он связывал, сливал воедино  с в о ю  дивизию, вдохновлял ее героическим духом и страстным рвением вперед, вдохновлял ее на победы».

Василий Иванович поднялся из недр народа, он герой, созданный народом, который для своего народа не грозен, не страшен. Герой, в которого можно поверить и которого можно с собой пронести как вечное утешение. Русский народный герой без пьедестала. Он близок и понятен солдатам – утром ведет их в бой, а вечером вместе с ними под гармонь танцует «камаринского» или поет. А для комиссара Клычкова это хоть и ощущается сильно и красиво, но при этом неверно, вредно и опасно с партийной точки зрения.

Большую роль в популяризации «легенды о Чапаеве», который, в общем, делал то же, что и многие другие красные командиры, Клычков отводит как раз народу, той самой «массе», из которой вышел Василий Иванович, которая разносила слухи о нем и его делах: пусть Чапаев, может быть, и не делал ничего выдающегося, по сравнению с другими командирами гражданской войны, но об их действиях никто не знал, известия же о деяниях Василия Ивановича разносились по фронту, зачастую обрастая фантастическими подробностями, о нем знали все. Несколько раз в романе возникает мысль, что для славы мало славных дел, нужны «глашатаи», верные и вдохновленные своим кумиром, которые не усомнятся в нем, даже не понимая сути подвига: «Его славу, как пух, разносили по степям и за степями те сотни и тысячи бойцов, которые тоже  с л ы ш а л и  от других, верили этому услышанному, восторгались им, разукрашивали и дополняли от себя и  с в о и м  вымыслом – несли дальше. А спросите их, этих глашатаев чапаевской славы, – и большинство не знает никаких дел его, не знает его самого, ни одного не знает достоверного факта».

Представленные в книге письма слепого красноармейца и Спичкина демонстрируют, как широко был известен в народе всемогущий герой Чапаев, как велика была вера: у него искали защиты даже в гражданских делах.

Подводя итог, можно сказать следующее: персонаж Василия Ивановича близок и понятен людям – «свой» по происхождению и по обращению. Он не над народом, а во главе. Действовал не ради подвига, а для спасения людей. И неидеальность делает этого персонажа еще более живым: лучше и полнее других он соединил, воплотил в себе образ народного героя, сочетавшего в себе все лучшие качества, ценимые народной массой: личное мужество, удаль, отвага и решимость. Что бы ни случалось, Чапаев и, особенно, его окружение, представлял свои поступки так, что они были пронизаны «ароматом богатырства и чудесности».

Финал Чапаева описан кратко. Комдив утонул, но дело его на этом не погибло. Народный герой не может умереть, он может отойти от дел, но в трудное время всегда появится и поведет за собой (известный в литературе мотив «короля под горой»). Этот момент будет ярко раскрыт в фильме братьев Васильевых, о котором речь пойдет в следующей статье.

Словарь понятий и терминов

Броневик – броневой автомобиль: забронированный автомобиль, вооруженный пулеметами или орудиями, боевая машина, оснащенная броней и пулеметным либо пушечным вооружением.

Глашатай – вестник, объявлявший народу официальные известия; провозвестник, тот, кто возвещает, возглашает что-нибудь.

Камаринский (танцевать камаринского) – Камаринская (Комаринская (дорога), Комаринский, Комаринский мужик) – русская народная плясовая песня, пляска под эту песню, популяризованная в одноименной увертюре Михаила Ивановича Глинки.

Комдив – сокращенное название должности «командир дивизии».

Комиссар – назначенный в подразделение, часть, соединение, объединение специальный представитель политического руководства государства (либо правящей партии), осуществляющий политическое наблюдение за военным командованием и личным составом, а также ведущий в формировании политико-просветительскую и воспитательную работу («политработник»).

Начдив – начальник дивизии (должность в войсках Русской армии и РККА).

Пантеон – группа божеств, принадлежащих к одной религии или мифологии.

Половой – слуга в трактире, на постоялом дворе или в небольшой гостинице.

Фельдфебель – в царской и некоторых иностранных армиях: звание старшего унтер-офицера, являющегося помощником командира роты по хозяйству и внутреннему распорядку, а также лицо, имеющее это звание.

Фельдъегерско-мотоциклетная связь – организация передачи срочной и секретной корреспонденции через особо доверенных лиц – фельдъегерей.

Библиографический список

  1.  «И помните, бойцы, Чапаев всегда с вами!» URL: https://regnum.ru/news/2005646 (дата обращения: 04.12.2023).
  2. В.И. Чапаев. URL: http://history.milportal.ru/v-i-chapaev/ (дата обращения: 10.01.2024).
  3. Василий Иванович Чапаев: к 135-летию со дня рождения. URL: https://rgvarchive.ru/chapaev?ysclid=lq5763c16m91473396 (дата обращения: 10.01.2024).
  4. Ганин А.В. Василий Иванович Чапаев. URL: http://100.histrf.ru/commanders/chapaev-vasiliy-ivanovich/ (дата обращения: 04.12.2023).
  5. Ишков С. «Чапаев» – книга об отношениях народа и интеллигенции.URL: https://mospravda.ru/2022/03/24/479680/ (дата обращения: 04.12.2023).
  6. Кутяков И. Боевой путь Чапаева. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/33149-kutyakov-i-s-boevoy-put-chapaeva-m-1936#mode/inspect/page/3/zoom/4 (дата обращения: 04.12.2023).
  7. Луначарский А.В. Предисловие [К книге Д. Фурманова «Чапаев»]. URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-2/predislovie-k-knige-d-furmanova-capaev/#fn:1 (дата обращения: 10.01.2024).
  8. Макаренко А.С. «Чапаев» Д. Фурманова». URL: http://az.lib.ru/m/makarenko_a_s/text_1937_chapaev.shtml (дата обращения: 04.12.2023).
  9. Тарасов К. Фактчек: 14 самых популярных легенд о Чапаеве. URL: https://arzamas.academy/mag/1138-chapayev (дата обращения: 04.12.2023).
  10. Фурманов Д.А. Из дневников (извлечения). URL: http://az.lib.ru/f/furmanow_d_a/text_0210.shtml (дата обращения: 04.12.2023).
  11. Фурманов Д.А. Чапаев. URL: http://az.lib.ru/f/furmanow_d_a/text_0040.shtml (дата обращения: 04.12.2023).
  12. Открытый урок с Дмитрием Быковым. Урок 8. Чапаев, Фурманов и пустота. URL: https://www.youtube.com/watch?v=khpDTYmeBjk (дата обращения: 04.12.2023).
  13. Подлинная история жизни и смерти Василия Чапаева и его порученца Петьки. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DHEW0rruimQ (дата обращения: 04.12.2023).
  14. Чапаев в 1918 году Кинохроника. URL: https://www.youtube.com/watch?v=tHZLcQw78ys (дата обращения: 04.12.2023)

Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов

  1. Аптекарь П.А. Чапаев. М.: Молодая гвардия, 2017.
  2. Дайнес В.О. Чапаев. М.: Вече, 2010.
  3. Кутяков И. Боевой путь Чапаева. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/33149-kutyakov-i-s-boevoy-put-chapaeva-m-1936#mode/inspect/page/3/zoom/4 (дата обращения: 04.12.2023).
  4. Легендарный начдив. Книга о В.И. Чапаеве (под ред. Н.В. Сорокина). Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1974.
  5. Тарасов К. Фактчек: 14 самых популярных легенд о Чапаеве. URL: https://arzamas.academy/mag/1138-chapayev (дата обращения: 04.12.2023).
  6. Фурманов Д.А. Из дневников (извлечения). URL: http://az.lib.ru/f/furmanow_d_a/text_0210.shtml (дата обращения: 04.12.2023).
  7. Фурманов Д.А. Чапаев. URL: http://az.lib.ru/f/furmanow_d_a/text_0040.shtml (дата обращения: 04.12.2023).

Публикации по теме

В сентябре 2023 года в здании штаба Черноморского флота в Севастополе случился пожар, в котором чудом уцелела икона святого праведного воина Федора Ушакова. И тогда многие вспомнили о великом полководце, который не проиграл ни одного сражения и не потерял ни одного корабля. За какие заслуги Федор Ушаков (1745-1817 гг.) стал покровителем военно-морского флота?
Подробностей биографии Федора Федоровича в открытых источниках достаточно. Немалое внимание уделено и сражениям, в которых Ушаков командовал русской флотилией. Но заслуги Ушакова – это не только талант тактика и способность быстро оценить сильные и слабые стороны как свои, так и противника. Не только благочестие и образ жизни, которые позволили Русской православной церкви канонизировать его. Ушаков – это олицетворение русского флота, которым мы по праву гордимся. Чтобы осознать это, стоит обратиться к непродолжительному периоду деятельности Ф.Ф. Ушакова в период 1787-1891 гг., когда флот создавался.

Эпоха авангарда в нашей стране стала временем поиска и открытий, которые перевернули понимание не только отечественного, но и мирового искусства. Пока в качестве единственного варианта предъявления действительности не был директивно установлен социалистический реализм, каждый вид искусства пополнился новыми приемами, формами и подходами. Нередко этих подходов было несколько, что побуждало творческие споры, временами перерастающие в настоящее соперничество.
Сейчас дискуссия о том, какое кино требуется зрителю — художественное (игровое) или документальное (неигровое) — кажется немного искусственной: следуя разным законам, предписанным жанром, кино отражает взгляд творца на реальность, приглашая зрителя посмотреть на мир его глазами. Но в 1920-е годы, когда только предстояло определить место и роль разных направлений кинематографа в жизни общества, соперничество Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова, подогреваемое прессой, с увлечением следившей за спором двух новаторов, казалось принципиальным.