Мифы о Ледовом побоище
Практически каждая статья об Александре Невском содержит упоминание о военном таланте князя. Его имя можно часто встретить в различных рейтингах выдающихся полководцев. И небезосновательно главными победами называют Невскую битву и Ледовое побоище.
В открытых источниках можно встретить хрестоматийное описание сражения на Чудском озере, например, «лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы, зато на льду было легче действовать русским дружинникам и ополченцам» или «рыцари построили свои войска в форме клина («свиньей»)». Какая информация о Ледовом побоище на данный момент опровергается специалистами, но продолжает публиковаться в самых разных изданиях?
Моя библиотека
«В XIII веке был объявлен крестовый поход на Русь»
В начале XIII века католические рыцарские ордена при поддержке папы распространили свое влияние на языческие земли в Прибалтике и столкнулись с территориальными притязаниями северо-западных русских земель. В 1030 году Ярослав Мудрый основал Юрьев, который становится форпостом для проникновения в Прибалтику. Право собирать налоги с местного населения было отдано Новгороду и Пскову. Поэтому активные действия крестоносцев с 1214 года в этом регионе вызывают противодействие со стороны русских земель. Генрих Латвийский в «Хрониках Ливонии» указывает: «…русские из Пскова (Plescowe) разгневались на жителей Угаунии за то, что те, пренебрегши их крещением, приняли латинское, и, угрожая войной, потребовали у них чинша и дани».
В 1224 году на некоторое время установилось перемирие, когда епископ Рижский, орден меченосцев, датчане, Псков и Новгород определили границы своих владений. С этого же времени Псков активно сотрудничает с орденом меченосцев, что вызывает беспокойство Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского. Но Ярослав Всеволодович не хочет воевать с русскими землями и наносит поражение орденскому войску в 1234 году в сражении на Омовже, чтобы приостановить слишком активные действия рыцарей на северо-западной границе.
Противоположную Ярославу Всеволодовичу модель поведения демонстрирует князь Ярослав Владимирович. Он состоял в родстве с епископом Дерптским Германом и, пользуясь этим, пытался задействовать орденское войско для захвата власти в Пскове (где у него были сторонники) и Новгороде. Рыцари и епископ решают не упустить такой возможности установить свое влияние в русских землях. Так, объединенное войско епископа, Ярослава и Тевтонского ордена в 1240 году захватывает Изборск, осаждает Псков и не скрывает своих притязаний на новгородские территории. Именно данная ситуация и побуждает новгородцев вновь призвать Александра Невского, который, как и его отец, не приемлет действий Ярослава, когда ради собственной выгоды русские земли подвергаются угрозе.
«Александру пришлось столкнуться с превосходящими силами противника»
Вопрос о соотношении сторон до сих пор один из самых обсуждаемых. Проблема возникла по причине очень разнящихся данных в русских летописях и западных хрониках. На данный момент все предположения о численности войск на Чудском озере серьезно расходятся, поэтому говорить об окончательной версии еще рано. Но большинство специалистов сошлось на том, что либо силы по численности были примерно равны, либо можно говорить о преимуществе Александра Невского.
«Рыцари построили свои войска в форме острого клина («свиньей»)»
Это утверждение укрепилось, скорее всего, в связи с тем, что в Новгородской первой летописи есть такое упоминание: «И наехаша на полкъ Немци и Чюдь и прошибошася свиньею сквозе полкъ, и бысть сеча ту велика Немцемь и Чюди». Другие летописи, а также европейские хроники данный вид построения не фиксируют. Зато, начиная с XVIII столетия, каждый отечественный историк подробно описывает острый клин или «свинью». Архивист Анатолий Бахтин, автор крупнейшей русскоязычной монографии о Тевтонском ордене, проанализировав внушительный список источников, указывал, что подобный строй не описывают ни орденские, ни литовские, ни польские источники. Бахтин даже допускает, что «свинья» в летописи упоминается в качестве некой метафоры, образного сравнения. Построение рыцарей медиевисты чаще всего описывают как плотно сбитую прямоугольную колонну.
«Лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы, зато на льду было легче действовать русским дружинникам и ополченцам»
Думается, что образ тяжеловооруженных воинов, уходящих под лед, во многом связан с фильмом Сергея Эйзенштейна, в котором этот эпизод представлен очень ярко. Владимир Потресов, участник экспедиции Г.Н. Караева по уточнению места Ледового побоища, посетивший огромное количество археологических раскопок, напоминает, что рыцари в латах, как мы видим в фильме, не соответствуют реалиям XIII века: сохранившиеся до наших дней латные доспехи в основном датируются XV веком, а полные латные доспехи, включающие броню коня – XVI веком. В период битвы на Чудском озере рыцари носили кольчужные доспехи, которые мы видим на книжных миниатюрах соответствующего периода. Доспех и кольчуга русского дружинника весили примерно столько же, сколько кольчужный доспех рыцаря.
Загадку же места сражения пытались разгадать многие, и попытки не оставляются до сих пор, хотя экспедиция под руководством Г.Н. Караева указала устье реки Желчи в качестве наиболее вероятного места битвы (именно здесь Александр мог перекрыть противнику наступление на Новгород, а в случае поражения – безопасно увести войско). Не исключено, что еще появятся новые версии.
«Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет»
Фраза, произнесенная Николаем Черкасовым в образе Александра Невского, настолько запомнилась зрителям, что многие и не сомневались в ее историчности. Летописи не содержат свидетельства об обращении князя к пленным рыцарям. Первоисточником, с большой долей вероятности, является Евангелие от Матфея: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, от меча погибнут». Затем разные версии этой цитаты можно встретить у Н. Лескова («Легенда о совестном Даниле»), Л. Толстого («Царствие Божие внутри вас»), Д. Мережковского («Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»). Сейчас трудно сказать, откуда конкретно сценарист Петр Павленко взял эту яркую фразу.
Перед Сергеем Эйзенштейном не стояло задачи с максимальной точностью отразить события XIII столетия. Накануне становящейся все более очевидной войны с Германией важно было вселить уверенность в том, что любой враг, напавший на Родину, будет разбит. Но сила искусства такова, что уже не одно поколение зрителей ассоциирует образ Александра Невского с Николаем Черкасовым (именно его профиль мы видим на ордене Александра Невского), а самые яркие эпизоды фильма воспринимаются практически как историческая хроника.
Словарь понятий и терминов
Медиевистика – (от лат. medius – средний и aevum – век, эпоха) раздел исторической науки, изучающий историю европейского Средневековья. В более широком, но в менее употребительном смысле медиевистика изучает историю этого периода и других регионов. Специалистов по истории Средних веков называют медиевистами.
Орден меченосцев (Братство воинов Христа (лат. Fratres militiae Christi) – (нем. Schwertbrüderorden) немецкий католический духовно-рыцарский орден, основанный в 1202 году в Риге для защиты имущества и миссионерской деятельности в Ливонии, которая преимущественно велась в то время огнем и мечом. Нарицательное название Ордена произошло от изображения на плащах рыцарей красного меча с крестом тамплиеров. В отличие от крупных духовно-рыцарских орденов, меченосцы сохраняли номинальную зависимость от епископа.
Тевтонский орден (Ordo Teutonicus) – германский духовно-рыцарский военный орден, основанный в конце XII века.
Угауния (Унгания) – территория современной Эстонии.
Форпост (военное укрепление) – (нем. Vorposten) передовой пост, аванпост фортовой крепости.
Чинш – (польск, czynsz, нем. Zins, от лат. census) ценз, денежный и продуктовый оброк с феодально зависимых крестьян в пользу феодала в странах Европы.
Библиографический список
- Бахтин, А.П. Ледовое побоище: о построении «Свиньей», или «Острой колонной» // Балтийский акцент. — 2015. — №2-3. С. 66-86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ledovoe-poboische-o-postroenii-sviniey-ili-ostroy-kolonnoy (дата обращения: 12.12.2023).
- Кирпичников А.Н. Две великие битвы Александра Невского // Александр Невский и история России: (Материалы науч.-практ. конф., 26-28 сент. 1995 г.) / Новгор. гос. объед. музей-заповедник. — Н. Новгород, 1996.
- Кривошеев, Ю.В., Соколов, Р.А. Об экспедициях по поиску места Ледового побоища (по материалам дневников Г.Н. Караева) // НИР. 2020. №4. С. 964-975. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ekspeditsiyah-po-poisku-mesta-ledovogo-poboischa-po-materialam-dnevnikov-g-n-karaeva (дата обращения: 12.12.2023).
- Потресов, В.А. Ледовое побоище – новый взгляд на события войны 1240 – 1242 годов как задачу исследования операций / Публикация в содружестве проектов «Русское поле». URL: http://suzhdenia.ruspole.info/node/4882 (дата обращения: 12.12.2023).
- Хорошавин, С. Неледовое побоище? Мифы о самой известной победе Александра Невского / Статья на сайте «Аргументы и факты». URL: https://spb.aif.ru/society/neledovoe_poboishche_mify_o_samoy_izvestnoy_pobede_aleksandra_nevskogo?ysclid=lphfilhvci629725931 (дата обращения: 12.12.2023).
- Хрусталёв Д. Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике ХII—XIII вв. — Т. 1. — СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2009.— 416 с.
Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов
- Акунов, В.В. История Тевтонского ордена [Текст] / В. В. Акунов. — Москва : Вече, 2011.
- Бредис, М.А. Орден меченосцев против Руси. Первый германский поход на Восток [Текст] : [16+] / Михаил Бредис, Елена Тянина. — Москва : Алгоритм, 2013. — 397, [2] с.
- Ледовое побоище в зеркале эпохи [Текст] : сборник научных работ, посвященный 770-летию битвы на Чудском озере / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Липецкий гос. пед. ун-т», Ист. фак. ; сост. и отв. ред. М. Б. Бессуднова. — Липецк : Липецкий гос. пед. ун-т, 2013. — 295 с.
- Матузова, В.И. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г. : тексты, перевод, комментарии / В. И. Матузова, Е. Л. Назарова ; Российская академия наук, Институт всеобщей истории, Частное учреждение культуры «Музей Ледовое побоище. Самолва». — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : [б. и.] ; Самолва : Пальмир, 2020. — 567 с.
- Хрусталёв, Д.Г. Северные крестоносцы [Текст] : Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII — XIII вв. / Д. Г. Хрусталёв. — Изд. 2-е, испр. — Санкт-Петербург : Евразия, 2012. — 621 с.
Публикации по теме
Из исторических персонажей XVIII века по частоте упоминаний в фольклоре с генералиссимусом Суворовым могут сравниться разве только Емельян Пугачев и Петр I: об Александре Васильевиче слагали песни, рассказывали байки и анекдоты, до нас дошла даже былина. А еще в народе было распространено поверье, что Суворов не умер, а спит, и в случае серьезной угрозы Родине он встанет на ее защиту.
Историю пишут победители. Это расхожее выражение недалеко ушло от истины и касается не только войн. В отечественной историографии значительная часть XVIII столетия осталась под броским наименованием «эпоха дворцовых переворотов»: правители сменяли друг друга, и не всегда это происходило на законных основаниях. Поэтому те, кто прибегли к силовому способу решения вопроса о престолонаследии, дабы оправдать свои действия заботой о делах государства, не жалели сил в очернении предшественника. Особенно не повезло Петру III.
В наши дни Сергея Эйзенштейна часто обвиняют в том, что его фильм «Броненосец „Потемкин“» – это типичная агитка, которая спровоцировала неверное понимание событий 1905 года.
Но режиссер и не снимал документальное кино. Он говорил, что его задачей было показать человека, который гордо поднял голову и готов бороться за будущее всех людей. Что, без сомнения, удалось.
Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» (1925 г.) стабильно входит в рейтинги лучших фильмов всех времен и народов. Как часто случается с творениями данного режиссера, многие воспринимают события 1905 года именно так, как это показано в ленте.
Почему же «Броненосец „Потемкин“» прочно занял свое место в истории кинематографа? И почему соответствие историческим событиям здесь не так важно?
Иван III остался в истории как Иван Великий: при нем практически завершилось объединение русских земель вокруг Москвы; Русь стала независимой, более того, вела успешные военные действия с осколками когда-то столь грозной Золотой Орды.
На памятнике «Тысячелетие России» рядом с Иваном III скульптор Микешин изобразил фигуру воеводы Даниила Холмского. Кто же этот почти забытый сейчас полководец?
В сентябре 2023 года в здании штаба Черноморского флота в Севастополе случился пожар, в котором чудом уцелела икона святого праведного воина Федора Ушакова. И тогда многие вспомнили о великом полководце, который не проиграл ни одного сражения и не потерял ни одного корабля. За какие заслуги Федор Ушаков (1745-1817 гг.) стал покровителем военно-морского флота?
Подробностей биографии Федора Федоровича в открытых источниках достаточно. Немалое внимание уделено и сражениям, в которых Ушаков командовал русской флотилией. Но заслуги Ушакова – это не только талант тактика и способность быстро оценить сильные и слабые стороны как свои, так и противника. Не только благочестие и образ жизни, которые позволили Русской православной церкви канонизировать его. Ушаков – это олицетворение русского флота, которым мы по праву гордимся. Чтобы осознать это, стоит обратиться к непродолжительному периоду деятельности Ф.Ф. Ушакова в период 1787-1891 гг., когда флот создавался.
Эпоха авангарда в нашей стране стала временем поиска и открытий, которые перевернули понимание не только отечественного, но и мирового искусства. Пока в качестве единственного варианта предъявления действительности не был директивно установлен социалистический реализм, каждый вид искусства пополнился новыми приемами, формами и подходами. Нередко этих подходов было несколько, что побуждало творческие споры, временами перерастающие в настоящее соперничество.
Сейчас дискуссия о том, какое кино требуется зрителю — художественное (игровое) или документальное (неигровое) — кажется немного искусственной: следуя разным законам, предписанным жанром, кино отражает взгляд творца на реальность, приглашая зрителя посмотреть на мир его глазами. Но в 1920-е годы, когда только предстояло определить место и роль разных направлений кинематографа в жизни общества, соперничество Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова, подогреваемое прессой, с увлечением следившей за спором двух новаторов, казалось принципиальным.
Красный командир на Гражданской войне,
Красный командир на горячем коне…
Таким нам и представляется легендарный комдив Василий Иванович Чапаев. Правда нужно отметить, что реальному Василию Ивановичу в 1915 году перебило сухожилие на руке (она так и не восстановилась), а затем последовало ранение в ногу. Также надо помнить, что в Первую мировую войну он служил в пехотном полку, а до войны его деятельность была далека от верховой езды. Поэтому лихим кавалеристом он не был, старался передвигаться на автомобиле.
Но у киногероя не может быть таких проблем, поэтому на экране Чапаев на лихом белом коне ведет красноармейцев в атаку.
Фольклорного героя нарочно не придумаешь. Из огромного количества персонажей устного творчества, литературы, музыкального и изобразительного искусства в культурный код народа попадают единицы. И заранее не предсказать, кому повезет (или наоборот) остаться в памяти народа.
Каким образом командир дивизии, каких, в общем-то, во время Гражданской войны было множество, проделал путь до практически мифологического героя, персонажа народного творчества?