Храброе сердце. Кино

Если внимательно изучить претензии к создателям «Храброго сердца», многие из них связаны не только с нарушением хода исторических событий, но и с отсутствием внимания к деталям: внешнему виду, оружию, быту шотландцев XIII века. Представляется интересным рассмотреть самые частые придирки критиков и удостовериться, что многие вещи не соответствуют историческому контексту.

Моя библиотека

Уильям Уоллес: киногерой

«Шотландцы не могли носить килты в XIII веке, они появились только в XVIII веке»

Чаще всего можно встретить следующее упоминание: килт был изобретен англичанином Томасом Роулинсоном в 1727 году. Исходя из данного утверждения, Мэлу Гибсону и указывают на ошибку. Но необходимо разобраться, о каком именно килте идет речь в этой истории. Роулинсон модернизировал большой шотландский килт и превратил его в хорошо знакомый нам «малый килт» – юбку и накидку-плед. А в XIII веке (и ранее) горцы использовали «большой килт» – большой кусок ткани, который стелили на землю, собирали в складки и обертывали человека, а после затягивали поясом. В итоге получалось, что на горце юбка в складку и накидка. Такая одежда не стесняла движений, быстро сохла и, при необходимости, легко снималась. Под 1544 годом в хрониках описана «битва рубашек»: враждующие кланы отбросили килты перед боем. Это же повторили шотландцы в 1645 году в битве против армии Уильяма Бейли.

В 1727 году большой килт был разделен на две части (что оказалось очень удобным), и именно малый килт вошел в моду, особенно после визита Георга IV в Эдинбург в 1822 году. По инициативе главного организатора торжеств Вальтера Скотта местная знать пошила себе килты. Король был в восторге.

Специалисты отмечают, что в фильме можно увидеть неточности в драпировке килта (он действительно больше напоминает малый килт), а также тот факт, что тартаны (цвет и узор килта) представлены на усмотрение дизайнера костюмов, т.е. не выдерживаются традиционные для XIII столетия цвета. Но сам килт на Уильяме Уоллесе и его соратниках в общем не должен вызывать вопросов. Другое дело, что армия шотландцев выглядит так, как будто была собрана и вооружена наспех. Вероятно, довольно стереотипный вид шотландцев нужен был создателям фильма, чтобы у зрителей не возникло вопросов, где здесь герои и за кого стоит переживать. К концу XIII века на полях сражений в Шотландии заметны отряды феодальной элиты, которые по внешнему виду мало отличаются от других европейских рыцарей. Уильям Уоллес должен выглядеть примерно также. За феодалами следуют крестьяне, вооруженные копьями и кинжалами. По фильму создается впечатление, что англичанам противостоит народное ополчение или участники фольклорного фестиваля.

«В руках у Уоллеса меч, который совершенно не соответствует XIII веку»

В ответ на это замечание Мэл Гибсон отмечал, что для фильма было изготовлено несколько точных реплик меча Уоллеса, который хранится в городе Стерлинг в так называемой башне Уоллеса. Не верить режиссеру нет никаких оснований. Но вот вопрос о подлинности реликвии не закрыт до сих пор.

Впервые меч упоминается в документах в связи с тем, что король Яков IV в 1505 году заплатил кузнецу за ремонт рукояти. В 1825 году Артур Веллингтон отправляет меч на ремонт. А в 1875 году клинок отправлен на экспертизу, так как возникло сомнение в его подлинности.

Дело в том, что двуручные мечи появляются в Шотландии в конце XIV века. Речь идет о клейморе – двуручном мече с длиной клинка чуть более метра. Вес мог варьироваться от 1,5 до 5 кг. Исследования ХХ века показали, что реликвия представляет собой соединенные фрагменты трех разных клинков, и только нижняя часть (с большой долей сомнения) может быть датирована XIII веком.

«По фильму игра на волынке запрещена. Нозапрет появился значительно позже»

Вот здесь внимательные зрители абсолютно правы. Версий о появлении волынки в Шотландии больше, чем трубок на инструменте. В конце XIII века волынка уже могла активно встречаться в горных районах Шотландии. Но в фильме мы видим слишком современную модификацию музыкального инструмента.

В первый раз о запрете играть на волынке пишут в XVI веке. Но англичане в этот раз ни при чем. В Шотландии в это время распространяются идеи реформации, и священнослужители высказывают негативное отношение к увеселительной музыке. «Пресвитерия Глазго постановляет, что, если Мунго Крэйг будет и впредь играть на волынке по воскресеньям, с восхода до заката солнца, в любом месте в пределах пресвитерии, надлежит его немедля подвергнуть отлучению от церкви», – гласит источник.

В 1746 году шотландцы терпят поражение от англичан, и Георг II запрещает носить килт и играть на волынке. Запрет быт отменен в 1782 году.

«Что за странный герб принуждают целовать Уоллеса? Это же герб Тюдоров!»

По сюжету фильма у Уильяма Уоллеса есть шанс избежать смерти: он должен поклясться в верности Эдуарду I и поцеловать королевский герб. Стоит ли говорить, что герой Мэла Гибсона отвергает данное предложение?

Герб действительно выглядит странно: некий красный цветок с белой окантовкой. Он в самом деле отдаленно напоминает розу Тюдоров – символ, учрежденный Генрихом VII после окончания войны Алой и Белой роз, когда Генрих Тюдор (из дома Ланкастеров), утвердившись на английском престоле, женится на Елизавете (наследница дома Йорков) и объединяет на новой эмблеме Англии красный и белый цветки. Именно эмблеме, а не гербе, как часто пишут. Кстати, если на гербе Йорков белая роза была, то на гербе Ланкастеров никакого цветка не найти. Именно в начале знаменитого противостояния вспомнили, что когда-то граф Ланкастер привез из крестового похода дивной красоты красную розу, и возник поэтичный образ – война Алой и Белой розы.

Герб у Англии появляется в XII веке, и его создание приписывается Ричарду Львиное Сердце: на красном фоне три золотых льва (или леопарда). С тех пор к символу королевства могли добавляться разные элементы, но присутствие трех золотых львов оставалось неизменным. Именно их и должен был бы увидеть перед собой Уильям Уоллес.

Словарь понятий и терминов

«Битва рубашек» – битва шотландских кланов, которая произошла в 1544 году в Грейт-Глен, на северной оконечности озера Лох-Лохи. Клан Макдональда из Кланранальда и их союзники из клана Камерон сражались с кланом Фрейзера и людьми из клана Грант. Битва вошла в историю как «Blar-ne-leine» – «поле рубашек», потому что дневная жара заставила горцев снять тяжелые пледы и драться в рубашках.

Война Алой и Белой роз / Война роз – серия вооруженных династических конфликтов между группировками английской знати в 1455-1485 годах в борьбе за власть между сторонниками двух ветвей королевской династии Плантагенетов – Ланкастеров и Йорков.

Килт – предмет мужской шотландской национальной одежды, традиционная одежда горцев Шотландии. Представляет собой кусок ткани, обернутый вокруг талии, плиссированный (собранный складками) сзади и закрепленный с помощью пряжек и ремешков.

Клеймор – особый тип двуручного (реже – одноручного) меча, использовавшийся в Шотландии в XV-XVII веках. Название происходит от гэльского «claidheamh mòr» – большой меч.

Реформация – (от лат. reformātio – исправление; превращение, преобразование; реформирование») широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на начальном этапе на реформирование Католической церкви, а на заключительном – на отделение от нее и образование новой христианской конфессии – протестантизма.

Тартан – (англ. tartan, гэльск. breacan) клетчатый орнамент, состоящий из горизонтальных и вертикальных полос, а также прямоугольных областей, заполненных диагональными полосками. Узор образуется саржевым переплетением нитей, заранее окрашенных в разные цвета. Тартан является классическим узором для Шотландии, где он может символизировать определенный клан, а также местность или организацию.

Библиографический список

  1. Донскова, И.И. Шотландия [Текст] : мистическая страна кельтов и друидов : [16+] / И. И. Донскова. — Москва : Вече, 2013. — 303 с.
  2. Норман, А. В. Б. Средневековой воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов / А. В. Б. Норман ; [пер. с англ. Л. А. Игоревского]. — Москва : Центрполиграф, [2008]. — 268, [2] с.
  3. Окшотт, Эварт. Оружие и воинские доспехи Европы : с древнейших времен до конца Средневековья / Эварт Окшотт ; [пер. с англ. Л. А. Игоревского]. — Москва : Центрполиграф, 2009. — 702, [1] с.
  4. Рябчиков, Д.В. Музыкальная история средневековой Европы [Текст] : девять лекций о рукописях, жанрах, именах и инструментах : [16+] / Данил Рябчиков. — Москва : Группа Компаний : Панглосс, 2019. — 266, [1] с.
  5. Федосов, Д.Г. Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века [Текст] / Дмитрий Федосов ; Российская акад. наук, Ин-т всеобщей истории. — Москва : Klio ; Санкт-Петербург : Евразия, 2014. — 350, [1] с.
  6. British heraldry : from its origins to c. 1800 : [exhibition catalogue] / comp. a. ed. by Richard Marks a. Ann Payne. — London : Brit. museum publ. for the Trustees of the Brit. museum a. the Brit. libr., cop. 1978. — 135, [1] с.

Рекомендованная литература

  1. Скотт, Вальтер. История Шотландии с древнейших времен до Флодденского сражения 1513 года. Дедушкины рассказы / Вальтер Скотт ; перевод с английского Т. Бердиковой и М. Тюнькиной. — Москва : Наука, 2021.
  2. Жарков, С. В. Средневековая пехота в бою / Сергей Жарков. — Москва : Эксмо, 2008. — 445, [2] с
  3. Окшотт, Эварт. Рыцарь и его замок : средневековые крепости и осадные сооружения / Эварт Окшотт ; [пер. с англ. А. Н. Анваера]. — Москва : Центрполиграф, 2007. — 204, [2] с.
  4. Игнатьев, С.В. Шотландия и Англия в первой половине XV в. Высокая политика и региональные амбиции : Scotland and England in the first of the 15th century. High politics and regional ambitions : [16+] / С. В. Игнатьев. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2017. — 165, [2] с.
  5. Граммитт, Дэвид. Краткая история: Война Алой и Белой розы : / Дэвид Граммитт ; перевод с английского Александра Колина. — Москва : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2020. — 302, [1] с.

Публикации по теме

По легенде одно из древних чудес света – знаменитый Колосс на острове Родос – был возведен в честь громкой победы греков над македонцами. Но кого одолели родосцы, что сочли достойным увековечить свою победу величайшим на тот момент творением человеческих рук?
Пожалуй, удостоиться такой чести мог только Александр Македонский, которого не только в древности, но и позднее признавали самым гениальным полководцем и величайшим завоевателем. Однако гигантская статуя отметила победу жителей острова над Деметрием Полиоркетом. Он тоже был македонцем, сыном одного из бывших соратников давно почившего Александра Македонского – Антигона Одноглазого. Его война с родосцами случилась спустя почти 20 лет после смерти великого завоевателя. Чем же была знаменательна эта война и победа родосцев? Почему о Деметрии говорили как о «живом боге, осаждающем города»?