Культура и духовная жизнь
Официальному поисковому движению в нашей стране чуть более 35 лет. Данный факт выглядит весьма странным, так как в наши дни поисковики принимают активное участие в увековечивании памяти защитников, погибших в годы Великой Отечественной войны. В это движение активно включены дети, ему придается важное значение на государственном уровне.
Как же получилось, что только в конце 1980-х гг. поисковики были объединены в официальные организации? Тут можно высказывать много предположений, но стоит вспомнить, что нерабочим днем 9 мая стало только спустя 20 лет после Победы, а традиции ежегодных парадов на Красной площади и того меньше лет. Возможно, более актуальными казались задачи восстановления разрушенного на треть национального богатства, возможно, были политические причины. Нам интересно другое: кто были те первые люди, которые решили, что они не могут спокойно жить, пока на полях сражений остаются незахороненными и неопознанными тысячи и тысячи солдат, отдавшие жизнь за Отечество?
Как вы представляете себе археолога? Давайте мы попробуем угадать: сосредоточенный человек сидит в некой яме и кисточкой смахивает землю с древнего артефакта. Потом находки упаковывают, описывают и везут в музей.
В чем-то, конечно, эта картинка может соответствовать действительности. Но лишь фрагментарно. Современный археолог использует множество достижений науки и техники. Одним из самых известных в нашей стране археологов, который популяризирует свою профессию, а также выступает за развитие новой археологии, которая будет вписана в цифровую эпоху, является кандидат исторических наук, руководитель отряда музея-заповедника «Гнёздово» Василий Новиков. Именно его научные работы, лекции и выступления легли в основу данной статьи.
«Река Хронос» Полновесным циклом произведений в жанре альтернативной истории отметился юбиляр 2024 года Кир Булычев (Игорь Можейко). По основному образованию Игорь Всеволодович – историк-востоковед. Но в основе фабулы цикла из шести романов и четырех повестей лежит период отечественной истории первой половины ХХ века. Хронология у Булычева сложная, герои могут попадать как на несколько лет раньше, […]
Писатели-фантасты быстро поняли, что путешествия во времени – это хорошо продаваемый сюжет. Одним из направлений, о котором пойдет речь во второй части нашей публикации, станет следующая сюжетная линия: герой стремится найти событие, изменение которого может повернуть историю в другое русло. Другой вопрос – нужно ли это? Ведь еще Рэй Брэдбери предупреждал, что гибель даже маленькой бабочки в далеком прошлом может повлечь за собой непоправимые последствия. И грянет такой гром, что мало не покажется.
Термин «альтернативная история» как насмешка над утверждением, что история не знает сослагательного наклонения, воспринимается нами совершенно по-разному. Это может быть эпизод какого-то исследования или речи, где попытка представить иной ход событий является приемом аргументации. Или целая концепция: все, что мы знаем – это фальсификация. Или начало фантастического романа…
Нас, в первую очередь, будет интересовать последняя ипостась альтернативной истории. Но на начальном этапе разделить эти подходы было не так-то просто.
В наши дни Сергея Эйзенштейна часто обвиняют в том, что его фильм «Броненосец „Потемкин“» – это типичная агитка, которая спровоцировала неверное понимание событий 1905 года.
Но режиссер и не снимал документальное кино. Он говорил, что его задачей было показать человека, который гордо поднял голову и готов бороться за будущее всех людей. Что, без сомнения, удалось.
Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» (1925 г.) стабильно входит в рейтинги лучших фильмов всех времен и народов. Как часто случается с творениями данного режиссера, многие воспринимают события 1905 года именно так, как это показано в ленте.
Почему же «Броненосец „Потемкин“» прочно занял свое место в истории кинематографа? И почему соответствие историческим событиям здесь не так важно?
Если внимательно изучить претензии к создателям «Храброго сердца», многие из них связаны не только с нарушением хода исторических событий, но и с отсутствием внимания к деталям: внешнему виду, оружию, быту шотландцев XIII века. Представляется интересным рассмотреть самые частые придирки критиков и удостовериться, что многие вещи не соответствуют историческому контексту.
Мэла Гибсона называют одним из самых скандальных актеров и режиссеров Голливуда: слишком часто фильмы с его участием или непосредственно им созданные вызывают осуждение. Англичане были недовольны тем, как показана война за независимость в США в ленте «Патриот» — слишком уж кровожадными предстали солдаты Георга III. Невероятная волна возмущения и обвинения в антисемитизме последовали за выходом фильма «Страсти Христовы». Ученые, исследующие историю майя, призвали не смотреть «Апокалипсис», который, по их мнению, способствует созданию искаженного представления о племени.
Эпоха авангарда в нашей стране стала временем поиска и открытий, которые перевернули понимание не только отечественного, но и мирового искусства. Пока в качестве единственного варианта предъявления действительности не был директивно установлен социалистический реализм, каждый вид искусства пополнился новыми приемами, формами и подходами. Нередко этих подходов было несколько, что побуждало творческие споры, временами перерастающие в настоящее соперничество.
Сейчас дискуссия о том, какое кино требуется зрителю — художественное (игровое) или документальное (неигровое) — кажется немного искусственной: следуя разным законам, предписанным жанром, кино отражает взгляд творца на реальность, приглашая зрителя посмотреть на мир его глазами. Но в 1920-е годы, когда только предстояло определить место и роль разных направлений кинематографа в жизни общества, соперничество Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова, подогреваемое прессой, с увлечением следившей за спором двух новаторов, казалось принципиальным.