Суворов в народной культуре

Из исторических персонажей XVIII века по частоте упоминаний в фольклоре с генералиссимусом Суворовым могут сравниться разве только Емельян Пугачев и Петр I: об Александре Васильевиче слагали песни, рассказывали байки и анекдоты, до нас дошла даже былина. А еще в народе было распространено поверье, что Суворов не умер, а спит, и в случае серьезной угрозы Родине он встанет на ее защиту.

Моя библиотека

Какими бы невероятными качествами ни обладал, в какие бы фантастические ситуации ни попадал герой фольклорных произведений, исследователь сможет вычленить те аспекты, которые отражают определенные социальные реалии и конкретные события. Особенно если речь идет о реальной исторической личности, вдохновившей людей на создание песни или байки. Почему же фигура Суворова оказалась столь благодатной почвой для народной культуры?

Общим для всех фольклорных образцов о Суворове является воспевание храбрости полководца и уверенность в том, что если солдат в бой ведет Александр Васильевич, то успех всегда будет на их стороне:

С предводителем таким
Воевать всегда хотим;
За его храбры дела

Закричим ему «ура».

В анекдоте о взятии прусского города Ландберг в ответ на предложение подсчитать численность противника прежде, чем начать бой, Суворов восклицает: «Зачем? Мы пришли их бить, а не считать!». И ценит Александр Васильевич храбрецов – во многих байках он в первую очередь отмечает мужество солдат и с удовольствием принимает находчивые ответы на каверзные вопросы («Далеко ли до Луны? – Да близко, два суворовских перехода!» или «Что такое ретирада (прим. – отступление)? – Мы в нашем полку таких слов не знаем!»).

В большинстве песен особенно подчеркивается главная черта генералиссимуса – он всегда со своими солдатами, на личном примере демонстрирует мужество и убежденность в победе:

Тут Суворов выступает.
 
Всю опасность презирает;
 
Он приказ войску отдал,
 
Во сражение сам стал…

Одна из баек повествует о том, что, увидев неприступные скалы, покрытые снегом и льдом, солдаты не решались продвигаться через Альпы. Тогда Суворов велел вырыть яму и лег в нее, отказавшись возвращаться назад, и заявил, что он больше не отец солдатам. Тогда бойцы стали упрашивать полководца вести их через переход Сент-Готард. И воспетый Суриковым героический переход совершился.

Похожую историю рассказывает былина о Суворове, который переправляет войско на своеобразных плотах. Только, в отличие от анекдота о Швейцарском походе, ситуация представляется максимально нереалистичной: подойдя к морю, солдаты призадумались, как же им перебраться на тот берег, чтобы воевать с турками, ведь нет ли лодки, ни корабля:

Уж как гаркнет тут Суворов-князь:
 
«Ой вы гой еси братцы-солдатики!
 
Вы снимайте-ка с плеч ранцы тяжелые,
 
Уж и ставьте-ка в козлы ружья меткие,
 
Вы берите-ка топорики острые,
 
Вы плотите-ка мосты, плоты широкие».

Так и разбили турок храбрые русские воины во главе с непобедимым полководцем, который способен найти выход из любой ситуации.

Представляется любопытной песня, посвященная сражению при Гросс-Егерсдорфе в ходе Семилетней войны. В ней Суворов противопоставляется другим военачальникам: царедворцы, мол, только вредят, а вот Александр Васильевич – настоящий герой:

Князь Румянцев, генерал,
 
Много силы истерял;
 
Вор Потемкин, генерал,
 
В своем полку не бывал,
 
В своем полку не бывал,
 
Всю силу растерял
 
Кое пропил-промотал.
 
Кое в карты проиграл.
 
А Суворов, генерал,
 
Свою силу утверждал.

Подобный контраст Суворова и придворных постоянно подчеркивается в анекдотах – в них генералиссимус представлен, с одной стороны, простым в общении и чуждым напускной важности, с другой – ловким и остроумным. Так, он в присутствии надменного сановника кланяется истопнику, объясняя это тем, что еще непонятно, кем этот человек станет. Или приказывает сконструировать очень высокий стул для камердинера Кутайсова, который любил подчеркивать свою значимость. А Потемкина вынуждает заплатить за обед, который Суворов организовал у себя же дома. Кстати, фаворит Екатерины II не единожды выступает в народной культуре антагонистом Суворова.

Среди анекдотов также можно встретить рассказы о том, как Суворов негативно относился к попыткам переложить вину и ответственность за неудачи на подчиненных. Так, в ответ на заявление полковника, что тот поручил возводить оказавшиеся неисправными укрепления низшему чину, Александр Васильевич начал прутом стегать свои сапоги, приговаривая: «Вы во всем виноваты! Если бы сами ходили да следили, никаких бы неисправностей не было!». В другой истории Суворов отправляет под арест самого себя, а не плохо проявившего себя в бою офицера – ведь это он, фельдмаршал, ошибся.

В байках Суворов часто предстает перед нами то в простой солдатской куртке (поэтому сержант, присланный с донесением, не узнает великого полководца), то в одном мундире в лютый мороз (что заставило других офицеров снять шубы, так как им стало стыдно). В песнях подобный скромный образ также присущ народному любимцу:

Выходил тут сам батюшка граф Суворов,
 
Камышовой своей тросточкой он командует:
 
«Становитеся вы, солдатушки, по правому флангу,
 
Вы берите, робята, и не робейте,
 
Своих белых рук не жалейте!».

Умеренности Суворова посвящен и анекдот о том, как Александр Васильевич стал есть слишком много каши, а его слуга Прошка (один из постоянных персонажей баек о генералиссимусе) отнял у него тарелку и напомнил, что фельдмаршал (т.е. сам Суворов) запретил так много есть. «О! Фельдмаршала надобно слушаться!» – ответил Суворов.

Слова «дети», «чада», «детоньки» являются постоянными обращениями полководца к своим солдатам, которые в ответ называют его не иначе как «отец» и «батюшка». Говорит граф так же просто, как и его воины, в «народной» манере.

Иногда обращает на себя внимание тот факт, что в песнях и байках встречается весьма гиперболизированное представление о роли Суворова в событиях. Так, в уже упоминаемой песне о Гросс-Егерсдорфе: 

А Суворов, генерал,
 
Свою силу утверждал,
 
Мелки пушки заряжал
 
Короля во полон брал!

Но очень трудно будет в исторических источниках обнаружить не только сведения о пленении короля (видимо, прусского), но и любую информацию о значительном вкладе Суворова в исход этого сражения. В анекдотах несколько раз описываются ситуации, в которых у полководца нет ранее подготовленного плана действий: то он вместо плана показывает чистый лист, то заявляет, что даже его шляпа не знает, что в голове у хозяина. Учитывая то, как тщательно каждая операция готовилась Суворовым, как он продумывал до деталей не только ход военных действий, но и быт воинов, подобная внезапность кажется художественным вымыслом. Также источники опровергают устоявшуюся не только в фольклоре, но и беллетристике версию о вечной вражде между Суворовым и Потемкиным.

Так может весь образ Суворова в народной культуре невероятно далек от реального? Ответ: скорее нет. Полковник Суздальского пехотного полка Александр Васильевич Суворов вместе с офицерами и солдатами рубил лес, строил школу и храм, в новой школе преподавал детям математику. Дальнейшая карьера никак не изменила отношения великого полководца к солдатам и своей роли в их обучении и даже воспитании. «Он положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение», – напишет один из самых преданных учеников генералиссимуса Денис Давыдов. Суворов и впрямь выделяется удивительной простотой своего поведения и речи среди блестящих вельмож екатерининского времени. Один из исследователей суворовской системы – генерал М.А. Драгомиров – утверждал, что Суворов «задался задачею, как новобранца специализировать в солдата, не ломая в нем человека и не обращая в автомат». Вторая часть «Науки побеждать» так и называется – «Разговор с солдатами их языком»: практически впервые военачальник обращается к рядовому воину. Кажется, что Суворов просто дает очень конкретные практические советы по ведению боя, гигиене и лечению. Но именно в этом солдаты и видели заботу о себе. И даже история с ранцами, на которых армия добралась до Турции, не выглядит такой невероятной, если вспомнить, что суворовские солдаты разобрали сарай и, связав бревна шарфами да ремнями, восстановили Чертов мост, подорванный французами.

Все отношение к Суворову выражено в «Солдатской песне о смерти Суворова»:
Был ты нам отец родной, слуга царю верный,
И всегда-то с радостью по всей Руси-матушке,
По всей по Руси святой Суворова славили.

Словарь понятий и терминов

Антагонист (в художественном произведении) – персонаж, противодействующий главному герою (протагонисту) на пути к достижению его целей.

Беллетристика– (от фр. «belles lettres» – «изящная словесность») общее название художественной литературы в стихах и прозе, либо же за исключением стихов и драматургии. Часто упоминается в значении «массовой литературы», противостоящей «высокой литературе».

Генералиссимус – высшее воинское звание в вооруженных силах некоторых государств. В России впервые присвоено в 1696 году.

Истопник – работник, занимающийся топкой печей.

Камердинер– слуга при господине в богатом дворянском доме.

Семилетняя война (1756–1763 гг.) – один из крупнейших вооруженных конфликтов XVIII века, в котором приняли участие все крупнейшие европейские государства.

Фольклор – устное народное творчество.

Швейцарский поход – боевые действия российской и австрийской армий против французских войск в Швейцарии 10–27 сентября 1799 года.

Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов

  • Лукирский, Александр Николаевич. А. В. Суворов. Биография / [А. Н. Лукирский, Б. В. Галенко] ; Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Государственный мемориальный музей А. В. Суворова. — Санкт-Петербург : Союз-Дизайн, 2016. — 119 с.
  • Окишев, Валерий Савватеевич. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов / Валерий Окишев. — Москва : [б. и.], 2013. – 173 с.
  • Александр Васильевич Суворов глазами современников / Ком. по телекоммуникациям и средствам массовой инофрм. Правительства Москвы; [Сост.: Э. И. Юрченко]. — Москва, 1999. – 70 с.
  • Слово Суворова. Слово современников. Материалы для биографии / [Сост., авт. вступ. ст. С. Н. Семанов]. — Москва : Рус. миръ, 2000. — 555 с.

Библиографический список

  • Левшин В. А. Собрание писем и анекдотов, относящихся до жизни Александра Васильевича князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, в коих изображается истинный дух и характер сего ироя, с присовокуплением Вахт-парада, или Науки побеждать, сочиненной сим непобедимым полководцем / собранные Василием Левшиным. — Москва: в типографии С. Селивановского, 1809. — IV, [4], 205 с.
  • Попов Г.М. Боевые песни русского солдата: Сборник 123 военно-исторических песен: Для 4-х голос. мужского хора / Собрал и с голоса на ноты положил 122-го пехотного Тамбовского полка поручик Г.М. Попов. — СПб.: Березовский, 1893. — 382 с.
  • Потапов В. Ф. Новые анекдоты батюшки великого Суворова, или Некоторые черты из жизни знаменитого генералиссимуса, собранные В.Ф. Потаповым. — Москва: тип. И. Смирнова, 1846. — 24 с.
  • Рудаков В.Е. Генералиссимус князь А.В. Суворов в анекдотах и рассказах современников / Генералиссимус князь Александр Васильевич Суворов в анекдотах и рассказах современников / В.Е. Рудаков. — Санкт-Петербург : тип. А.С. Суворина, 1900. — VIII, 236, II с.; 18.
  • Шейн П. В. Русские народные песни, собранные П.В. Шейном: Ч. 1-. — Москва: О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1870. – 26 с.

Публикации по теме

В сентябре 2023 года в здании штаба Черноморского флота в Севастополе случился пожар, в котором чудом уцелела икона святого праведного воина Федора Ушакова. И тогда многие вспомнили о великом полководце, который не проиграл ни одного сражения и не потерял ни одного корабля. За какие заслуги Федор Ушаков (1745-1817 гг.) стал покровителем военно-морского флота?
Подробностей биографии Федора Федоровича в открытых источниках достаточно. Немалое внимание уделено и сражениям, в которых Ушаков командовал русской флотилией. Но заслуги Ушакова – это не только талант тактика и способность быстро оценить сильные и слабые стороны как свои, так и противника. Не только благочестие и образ жизни, которые позволили Русской православной церкви канонизировать его. Ушаков – это олицетворение русского флота, которым мы по праву гордимся. Чтобы осознать это, стоит обратиться к непродолжительному периоду деятельности Ф.Ф. Ушакова в период 1787-1891 гг., когда флот создавался.

Эпоха авангарда в нашей стране стала временем поиска и открытий, которые перевернули понимание не только отечественного, но и мирового искусства. Пока в качестве единственного варианта предъявления действительности не был директивно установлен социалистический реализм, каждый вид искусства пополнился новыми приемами, формами и подходами. Нередко этих подходов было несколько, что побуждало творческие споры, временами перерастающие в настоящее соперничество.
Сейчас дискуссия о том, какое кино требуется зрителю — художественное (игровое) или документальное (неигровое) — кажется немного искусственной: следуя разным законам, предписанным жанром, кино отражает взгляд творца на реальность, приглашая зрителя посмотреть на мир его глазами. Но в 1920-е годы, когда только предстояло определить место и роль разных направлений кинематографа в жизни общества, соперничество Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова, подогреваемое прессой, с увлечением следившей за спором двух новаторов, казалось принципиальным.