Василий Чапаев: с поля боя на киноэкран

Красный командир на Гражданской войне,
Красный командир на горячем коне…
Таким нам и представляется легендарный комдив Василий Иванович Чапаев. Правда нужно отметить, что реальному Василию Ивановичу в 1915 году перебило сухожилие на руке (она так и не восстановилась), а затем последовало ранение в ногу. Также надо помнить, что в Первую мировую войну он служил в пехотном полку, а до войны его деятельность была далека от верховой езды. Поэтому лихим кавалеристом он не был, старался передвигаться на автомобиле.
Но у киногероя не может быть таких проблем, поэтому на экране Чапаев на лихом белом коне ведет красноармейцев в атаку.

Моя библиотека

«Третий» Чапаев

Фильм о Чапаеве мечтал снять еще автор одноименного романа Дмитрий Фурманов. Но он рано ушел из жизни, и его задумку реализовали режиссеры братья Васильевы: Георгий Николаевич (1899-1946 гг.) и Сергей Дмитриевич (1900-1959 гг.) не были братьями, но много работали вместе, поэтому скоро шутка о их родстве переросла в творческий псевдоним. Сценарий Фурмановых (его дорабатывала вдова Дмитрия – Анна) был значительно переделан и усовершенствован. Есть мнение, что любовную линию Петьки и Анки-пулеметчицы приказал добавить сам И.В. Сталин (и он же за 2 года посмотрел фильм 38 раз). Фильм решено было делать звуковым, что было проблематично для советского кинопроизводства, но оно того стоило («Поезд шел на Урал. // В раскрытые рты нам // Говорящий Чапаев с картины скакал звуковой» О.Э. Мандельштам).

Критики считают, что фильм получился гораздо лучше книги («стрела, сразу пронзившая сердца»). Яркие понятные образы, драматургически выписанные реплики, музыка, дополнявшая киноряд.

Конечно, не стоит говорить об исторической достоверности. На обсуждении фильма 29 ноября 1934 года звучало мнение, что показывать просто исторические воспоминания было бы «скучно и ненужно». Политическая ценность была признана преобладающей (ведь именно партия воспитывает и создает таких героев). «…артист Бабочкин и авторы этого фильма как бы создали это коллективное лицо нашего командира».

Василий Иванович «ушел в народ»: о нем говорили, его цитировали, дети играли в красноармейцев.

А добавленная любовная линия, не романтическая, слегка фривольная, позволяла фильму попасть сразу во многие жанровые структуры: романтическая комедия, любовная история, героическая драма.

И, кстати, «Чапаев» – это любимый фильм Владимира Владимировича Путина.

Съемкам фильма братьев Васильевых предшествовала основательная подготовка: несколько месяцев они изучали материалы, за сценарий режиссеры взялись, только проникнувшись нежными чувствами к своим будущим героям. Первоначальный сценарий, подготовленный на основе романа Дмитрия Фурманова и материалов, собранных его вдовой Анной, был забракован. Из него в фильм вошли только 4 эпизода: Чапаев и ветеринары, речь Василия Ивановича на митинге, нападение на Лбищенск и гибель комдива. Оставшиеся 53 эпизода были написаны заново на основании материалов архивов, дневниковых записей Фурманова, рассказов бойцов и командиров чапаевской дивизии и даже бывших бойцов белой Уральской армии. Больше их интересовали как раз не опубликованные ранее материалы.

Актер Борис Бабочкин прекрасно справился с главной ролью. Интересно, что его изначально утверждали на роль Петьки, но после прочтения сценария он так живо показывал, как должен был вести себя Чапаев, что в итоге роль досталась ему.

Интересна статья Бабочкина «Через тридцать лет», подготовленная к «перезапуску» фильма. В ней актер рассказывает о том, что для него Чапаев. Для Бабочкина комдив – трагический персонаж, вобравший в себя из глубины веков черты «стихийного революционера, бунтаря, народного вожака». Чапаев воевал в тех же местах, на которых раньше показали себя войска Степана Разина и Емельяна Пугачева. Важна и оценка гибели комдива: Бабочкин считает, что смерть героя была неизбежной не из-за его неосторожной лихости, а потому, что он исторический тип, характерный для конкретного времени. Наступала новая эпоха и Чапаеву, олицетворявшему собой стихийную народную революционную силу, нужно было уступить новым героям, организованным и воспитанным партией.

Работа над образом (по крайней мере, внешней его составляющей) давалась актеру достаточно легко: «Я вырос в тех же местах, где потом гремела слава Чапаева, моя комсомольская юность привела меня на некоторое время в политотдел 4-й армии Восточного фронта, куда входила 25-я Чапаевская дивизия». Бабочкин, хоть и не был знаком с Чапаевым, знал многих похожих командиров, знал тот пласт народной культуры, который существовал во времена комдива, умел говорить и вести себя так, как делали это командиры времен гражданской войны.

Каким же должен был быть Василий Иванович Чапаев по мнению братьев Васильевых? Это сложный вопрос, потому что им было нужно, с одной стороны, представить человека, который существовал в реальности, с другой – показать образ народного героя. Они не хотели копировать Чапаева фотографически, герой должен был соединить все типические черты, которые могли быть присущи великому комдиву. Отказ от узконаправленной биографичности привел к возможности воссоздания наиболее полного образа Чапаева.

В этом смысле интересны два вида контрастов в фильме. Первый – привычный: герой и его антагонист. Народному командиру Чапаеву противостоит белогвардейский полковник Бороздин. И пусть они не встречаются лично, их «борьба» показана в пространстве. Степные просторы, в которых действует широкая, страстная, напористая фигура Чапаева и замкнутый штабной интерьер, где планируют свои действия утонченные аристократы-белогвардейцы. В этом противостоянии открывается и конфликт двух миров – нового живого, революционного и старого, реакционного, обреченного на гибель.

Второй контраст существует внутри самого Чапаева: эпическое и человеческое. Здесь для режиссеров важно было уйти от штампов при изображении легендарного героя Чапаева. Каким он был в реальности, мало кто знает, но есть представление о героизме. Обычно люди представляют себе фигуру героя примерно так: богатырь с эффектной внешностью. В то время как в реальности героями становятся абсолютно разные внешне люди, их отличают скорее внутренние качества – воля, целеустремленность.

Эпичность образа проявляется в батальных сценах: в самом начале фильма стремительно появившийся Чапаев останавливает бегущих солдат и увлекает их за собой. Далее – знаменитая картина, попавшая на афишу: Петька ведет пулеметный огонь, Чапаев руководит боем. Перед битвой с каппелевцами Чапаев сначала восстанавливает дисциплину в эскадроне, «уставшем воевать» (опять же, одним своим появлением). Позже, во время казачьей атаки, последовавшей после «психической атаки» белогвардейцев, шагающих стройными рядами, когда нервы у всех напряжены до предела и Анка в отчаянии срывает с головы шапку, появляются чапаевцы во главе с Василием Ивановичем. И снова «плакат»: командир впереди, на лихом коне (как в сцене с картошкой).

Сейчас сложно представить, какой эффект могли произвести подобные сцены на первых зрителей. Борис Бабочкин отмечает, что тогда для публики это был не срежессированный, подготовленный и отснятый фильм, это был «подлинный, несомненный и реальный кусок жизни». Работница А. Баранова делилась своими впечатлениями: «Мне казалось, что я непосредственно участвую в картине… Я заражаюсь его примером и мысленно говорю себе: «Мне теперь ничего не страшно!»

Бабочкин отмечает, что «Чапаев» – фильм лаконичный, каждая сцена доведена в нем до наибольшей выразительности, каждая реплика – до афористичности». С точки зрения народно-бытовой, герой Василия Ивановича концентрирует в себе черты, характерные и типические для русского народа: добродушие, инфантильность, юмор и смекалка. Речь Чапаева проста и понятна, он не боится признать, что не знает чего-то, но не лишен и некоторого бахвальства. Это был первый фильм, цитаты из которого вошли в пласт устного народного творчества («Тихо, граждане! Чапай думать будет»; «На то, что вы тут говорили, наплевать и забыть. Теперь слушай, чего я буду командовать»; «Ранен? – Ранен, Василий Иваныч. – Ну и дурак». «Ты за большевиков, али за коммунистов? – Я за Интернационал!»; «Ну прямо карусель получается! Белые пришли – грабют, красные пришли – грабют! Ну куды хрестьянину податься?»).

Особенно интересными кажутся три эпизода.

Знаменитая сцена с картошкой, о которой упоминает Бабочкин: «Хозяйка принесла угощение – чугун вареной картошки. Картошка рассыпалась по столу и одна – уродливая, с наростом – выкатилась вперед. Это совпало с репликой: «Идет отряд походным порядком. Впереди командир на лихом коне». Мы как раз обсуждали эту сцену. Хозяйка поставила на стол соленые огурцы. Это совпало со словами: «Показался противник»… Все расхохотались и запомнили эти совпадения и потом, в Ленинграде, быстро и весело сняли эту сцену, изменив первоначальную наметку сценария, по которой Чапаев должен был рисовать всю сцену палочкой на земле». Простой образ, понятный каждому человеку – картошка – добавил живости и натуральности в сцену.

Фурманов: «Александр Македонский тоже был великий полководец. А зачем же табуретки ломать?» – Кто такой? Почему не знаю? Я всех великих полководцев знаю. – Ну его мало кто знает, он жил 2000 лет назад. – Ты-то знаешь, и я знать должен…». На смену стихийному буйству Василия Ивановича приходит некоторая растерянность и грусть от того, что он не знает такого великого полководца. Как было отмечено в прошлой статье, достойное образование Чапаев получить не успел.

И диалог Василия Ивановича с Петькой накануне «психической» атаки. Интересно, что подобная сцена была в действительности, только собеседником был Фурманов, такой диалог встречается в его дневниках:

«– Наполеон командовал всего 18 — 20-ю тысячами, а у меня уж и по 30 тысяч бывало под рукой, так что, пожалуй, я и повыше него стою. Наполеону в то время было легко сражаться, тогда еще не было ни аэропланов, ни удушливых газов, а мне, Чапаеву, – мне теперь куда труднее. Так что моя заслуга, пожалуй, что и повыше будет наполеоновской… В честь моего имени строятся народные дома, там висят мои портреты. Да если бы мне теперь дали армию – что я, не совладею, что ли? Лучше любого командарма совладею!

– Ну, а фронт дать? – шучу я.
– И с фронтом совладею… Да все вооруженные силы Республики, и тут так накачаю, что только повертывайся…
– Ну, а во всем мире?
– Нет, тут пока не сумею, потому что надо знать все языки, а я, кроме своего, не знаю ни одного. Потом поучусь сначала на своей России, а потом сумел бы и все принять. Что я захочу – то никогда не отобьется».

Картина режиссеров Васильевых и сейчас смотрится легко и с удовольствием. Именно в фильме окончательно сформировался образ Чапаева: комдив соединяет в себе наивность в идеологическом плане и житейскую мудрость, хитрость и открытость, недостаточную образованность, но и своеобразную философию.

Стоит отметить, что персонаж Василия Ивановича стал не только русским народным героем. В международном прокате фильм имел грандиозный успех. Особенно «отзывался» он в сердцах жителей тех стран, где свежи были свои революционные и венные воспоминания. В книге о жизни и творчестве братьев Васильевых собраны отзывы зрителей разных стран, как социалистических, так и капиталистических. Например, Испания: зрители все понимают, приветствуют Чапаева овациями, сопереживают его гибели, в конце фильма вместе поют «Интернационал»; пример комдива вдохновлял испанских бойцов. На Кубе, в Мексике, во Франции фильм сопровождает успех. До Алжира фильм дошел позднее, но, как писал Борис Бабочкин, образ комдива встал для алжирских ветеранов в ряд с их национальными героями, он также понятен народу.

Пожалуй, в этом ярко проявилась истинная эпичность персонажа – он вышел за пределы одного народа, он понятен людям в разных странах и в разные времена. Фильм «Чапаев» стал классикой, он одинаково дорог и понятен широкой зрительской массе – от школьника до умудренного опытом старика, от академика до простого крестьянина.

Жизнь после смерти

В прошлой статье мы упоминали мотив «короля под горой». И вот пришла беда – вернулся «король». В 1941 году при подготовке фронтового киносборника был переснят финал легендарного фильма. Чапаев благополучно выбирается из реки, на берегу его встречают бойцы трех родов советских войск – авиация, пехота, танковые войска. Они сообщают комдиву о нападении фашистской Германии. И Чапаев своей речью вдохновляет на борьбу уже новое поколение красноармейцев. Врешь – не возьмешь, Чапаев с вами!

Герой вне времени и вне пространства.

Словарь понятий и терминов

Антагонист – в художественном произведении: персонаж, противодействующий главному герою (протагонисту) на пути к достижению его целей.

Интернационал – международная политическая организация, представленная ассоциацией политических партий и организаций.

Каппелевцы – общее название военнослужащих воинских частей Народной армии КОМУЧа и, впоследствии, белой армии Восточного фронта в годы Гражданской войны, самовольно принявших на себя неформальное именное шефство своего командира – Генерального штаба подполковника, впоследствии – генерал-лейтенанта Русской армии Владимира Оскаровича Каппеля.

Комдив – сокращенное название должности «командир дивизии».

Начдив – начальник дивизии (должность в войсках Русской армии и РККА).

Политотдел – отдел в воинских частях, соединениях, объединениях и управлениях РККА и Советской армии ВС СССР, а также на предприятиях, имеющих особое значение для развития народного хозяйства, связанный с пропагандой и агитацией.

Библиографический список

  1. «И помните, бойцы, Чапаев всегда с вами!» URL: https://regnum.ru/news/2005646 (дата обращения: 04.12.2023).
  2. Бабочкин Б. Через тридцать лет. URL: https://www.booksite.ru/cinema/data/Babochkin.pdf (дата обращения: 10.01.2024).
  3. Братья Васильевы. Жизнь и творчество.URL: https://www.booksite.ru/fulltext/klado/text.pdf (дата обращения: 10.01.2024).
  4. В.И. Чапаев. URL: http://history.milportal.ru/v-i-chapaev/ (дата обращения: 10.01.2024).
  5. Василий Иванович Чапаев: к 135-летию со дня рождения. URL: https://rgvarchive.ru/chapaev?ysclid=lq5763c16m91473396 (дата обращения: 10.01.2024).
  6. Галинская И.Л. Советский фильм о Чапаеве. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-film-o-chapaeve (дата обращения: 04.12.2023).
  7. Ганин А.В. Василий Иванович Чапаев. URL: http://100.histrf.ru/commanders/chapaev-vasiliy-ivanovich/ (дата обращения: 04.12.2023).
  8. Гончаренко А.А. Фильм братьев Васильевых «Чапаев» как произведение социалистического реализма: по материалам обсуждения 29 ноября 1934 г. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/film-bratiev-vasilievyh-chapaev-kak-proizvedenie-sotsialisticheskogo-realizma-po-materialam-obsuzhdeniya-29-noyabrya-1934-g (дата обращения: 04.12.2023).
  9. Гуркина Н.К. Кинофильмы «Чапаев» и «Александр Невский» в формировании мировоззрения поколения накануне и в годы Великой Отечественной войны. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kinofilmy-chapaev-i-aleksandr-nevskiy-v-formirovanii-mirovozzreniya-pokoleniya-nakanune-i-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny (дата обращения: 04.12.2023).
  10. И Чапай плывет…URL: https://www.museikino.ru/exposition/themes/i-chapay-plyvet-/ (дата обращения: 10.01.2024).
  11. Ишков С. «Чапаев» – книга об отношениях народа и интеллигенции.URL: https://mospravda.ru/2022/03/24/479680/ (дата обращения: 04.12.2023).
  12. Романчук Л.А., Дябина В.Н. Способы, принципы и механизмы создания киномифа. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-printsipy-i-mehanizmy-sozdaniya-kinomifa (дата обращения: 04.12.2023).
  13. Тарасов К. Фактчек: 14 самых популярных легенд о Чапаеве. URL: https://arzamas.academy/mag/1138-chapayev (дата обращения: 04.12.2023).
  14. Фурманов Д.А. Из дневников (извлечения). URL: http://az.lib.ru/f/furmanow_d_a/text_0210.shtml (дата обращения: 04.12.2023).
  15. Фурманов Д.А. Чапаев. URL: http://az.lib.ru/f/furmanow_d_a/text_0040.shtml (дата обращения: 04.12.2023).
  16. Шкловский В.Б. За 60 лет работы о кино. URL: https://imwerden.de/pdf/shklovsky_za_60_let_raboty_o_kino_1985__ocr.pdf (дата обращения: 10.01.2024).
  17.  «Чапаев с нами» (1941 г.). URL: https://youtu.be/soKLBz_qSWM?si=776W5zYIVrTYjmdH (дата обращения: 04.12.2023).

Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов

  1. Аптекарь П.А. Чапаев. М.: Молодая гвардия, 2017.
  2. Бабочкин Б. Через тридцать лет. URL: https://www.booksite.ru/cinema/data/Babochkin.pdf (дата обращения: 10.01.2024).
  3. Братья Васильевы. Жизнь и творчество.URL: https://www.booksite.ru/fulltext/klado/text.pdf (дата обращения: 10.01.2024).
  4. Великие советские фильмы. Том 1. Чапаев. Книга и фильм. М.: Комсомольская правда, 2013.
  5. Дайнес В.О. Чапаев. М.: Вече, 2010.
  6. И Чапай плывет…URL: https://www.museikino.ru/exposition/themes/i-chapay-plyvet-/ (дата обращения: 10.01.2024).
  7. Тарасов К. Фактчек: 14 самых популярных легенд о Чапаеве. URL: https://arzamas.academy/mag/1138-chapayev (дата обращения: 04.12.2023).
  8. Фурманов Д.А. Из дневников (извлечения). URL: http://az.lib.ru/f/furmanow_d_a/text_0210.shtml (дата обращения: 04.12.2023).
  9. Фурманов Д.А. Чапаев. URL: http://az.lib.ru/f/furmanow_d_a/text_0040.shtml (дата обращения: 04.12.2023).
  10. Шкловский В.Б. За 60 лет работы о кино. URL: https://imwerden.de/pdf/shklovsky_za_60_let_raboty_o_kino_1985__ocr.pdf (дата обращения: 10.01.2024)

Публикации по теме

В сентябре 2023 года в здании штаба Черноморского флота в Севастополе случился пожар, в котором чудом уцелела икона святого праведного воина Федора Ушакова. И тогда многие вспомнили о великом полководце, который не проиграл ни одного сражения и не потерял ни одного корабля. За какие заслуги Федор Ушаков (1745-1817 гг.) стал покровителем военно-морского флота?
Подробностей биографии Федора Федоровича в открытых источниках достаточно. Немалое внимание уделено и сражениям, в которых Ушаков командовал русской флотилией. Но заслуги Ушакова – это не только талант тактика и способность быстро оценить сильные и слабые стороны как свои, так и противника. Не только благочестие и образ жизни, которые позволили Русской православной церкви канонизировать его. Ушаков – это олицетворение русского флота, которым мы по праву гордимся. Чтобы осознать это, стоит обратиться к непродолжительному периоду деятельности Ф.Ф. Ушакова в период 1787-1891 гг., когда флот создавался.

Эпоха авангарда в нашей стране стала временем поиска и открытий, которые перевернули понимание не только отечественного, но и мирового искусства. Пока в качестве единственного варианта предъявления действительности не был директивно установлен социалистический реализм, каждый вид искусства пополнился новыми приемами, формами и подходами. Нередко этих подходов было несколько, что побуждало творческие споры, временами перерастающие в настоящее соперничество.
Сейчас дискуссия о том, какое кино требуется зрителю — художественное (игровое) или документальное (неигровое) — кажется немного искусственной: следуя разным законам, предписанным жанром, кино отражает взгляд творца на реальность, приглашая зрителя посмотреть на мир его глазами. Но в 1920-е годы, когда только предстояло определить место и роль разных направлений кинематографа в жизни общества, соперничество Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова, подогреваемое прессой, с увлечением следившей за спором двух новаторов, казалось принципиальным.