Василий Чапаев: от пулемета до анекдота

Кто из нас хоть раз не слышал анекдоты про Василия Ивановича и Петьку?
Статья расскажет о «завершающем» этапе пути, который проделал легендарный комдив, ставший главным героем сначала книги и фильма, а затем и устного народного творчества.

Моя библиотека

«Четвертый» Чапаев

Вот мы и дошли до еще одного (не последнего, в настоящее время образ Чапаева пытаются переосмыслить, попытки эти разной степени успешности) образа Василия Ивановича Чапаева, самого народного.

В 20-30-х годах ХХ века в бытовой культуре нашей страны стал популярным новый тип общения – рассказывание анекдотов. В Большой Российской Энциклопедии дано следующее определение этого жанра: «Короткий рассказ об историческом лице, происшествии. Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая, часто фривольная притча». Персонажи анекдотов обычно известны носителям языка. Также для их узнавания используются стабильные клишированные речевые характеристики, детали внешности, исторические события, имеющие отношение к персонажу.

Роман и фильм о Чапаеве, речь о которых шла в прошлых статьях, построены по принципу исторического анекдота. Они распадаются на забавные эпизоды, частности. Завершенность таких мини-сюжетов делает их прекрасной основой для творчества. В целом и делать ничего не надо – бери да пользуйся (приведены цитаты из кинофильма «Чапаев» 1934 г.):

– Недоступный ты для моего разума человек. Наполеон, прямо Наполеон.
– Хуже, Петька, хуже. Наполеону-то легче было. Ни тебе пулеметов, ни тебе аэропланов – благодать!

или
– Василий Иваныч, а ты армией командовать могешь?
– Могу – А фронтом?
– Могу, Петька, могу.
– А всеми вооруженными силами республики?
– Малость подучиться – смогу и вооруженными силами.
– Ну а в мировом масштабе, Василий Иваныч, совладаешь?
– Нет, не сумею. Языков я не знаю.

Василий Иванович Чапаев – один из небольшого числа реальных участников Гражданской войны, с чьим именем сейчас связывается целое направление народного фольклора. Что стало причиной?

В настоящее время существует несколько версий происхождения анекдотов о Чапаеве. Версия первая: анекдоты начали появляться после выхода фильма благодаря студентам Бориса Бабочкина (исполнитель роли Чапаева). Говорят, что они побаивались сурового преподавателя и за его спиной рассказывали байки о «своем Чапае». Также в прошлых статьях упоминалось, что реплики в фильме получились очень афористичные, что тоже способствовало их широкому распространению в народе. Интересна также история, тоже ставшая анекдотом, что некоторые люди ходили на сеанс по несколько раз в надежде, что уж теперь-то Василий Иванович точно выплывет. А Борис Бабочкин в своей статье упоминал следующую ситуацию:

«А вот что было на самом деле. Директора московских кинотеатров рассказывали мне, что ватага мальчишек приходила в кинотеатр и спрашивала:

– У вас – «Чапаев»?
– «Чапаев».
– Тонет?
– Тонет.
– Значит, это не здесь. Пошли, ребята. Есть где-то такое кино, где он не тонет…»

Другая версия относит первые анекдоты о Чапаеве и Петьке к 1960-м годам. Фильм Васильевых был отреставрирован, переозвучен и выпущен повторно к своему 30-летию. В 1967-68 годах отмечали 50-летний юбилей Октябрьской революции и Красной армии, фильм неоднократно показывали на телевидении. Репрессии конца 1930-х годов «убрали» многих конкурентов Чапаева на образ народного героя, и он надолго стал символом официальной пропаганды. Анекдоты во многом и были реакцией на пропаганду: патетическому образу героя, способного победить любого врага, противопоставлялся «народный» Василий Иванович. Те «противоположности», которые соединял в себе персонаж Чапаева в романе и в фильме, разделились: эпическое и героическое ушло в официальное информационное поле, а гиперболизированная «народная» часть стала плодородной почвой для анекдотов.

В этом смысле интересен тот факт, что авторы романа и фильма не замышляли Чапаева как комедийного или сатирического героя. Но в пространстве анекдота образ комдива начинает жить собственной жизнью и становится частью национальной смеховой культуры.

Чем удивителен анекдотический Василий Иванович? Он уместен всегда и везде, они с Петькой (также время от времени к ним присоединяются Анка и Фурманов) «побывали» и в прошлом, и в будущем, встречались с различными известными личностями. Если составлять указатель сюжетов советских анекдотов, то практически к каждому найдется пример про Чапаева. В фильме Петька, Фурманов и прочие часто задают Чапаеву вопросы, на которые он находчиво отвечает. Поэтому и многие анекдоты строятся в форме диалога. Речь комдива характеризуется некоторым просторечием, он не понимает сложных синтаксических оборотов и не знает многих иностранных слов. Часть анекдотов строится на многозначности слов («белые», «красные», «к стенке» и т.п.) (здесь и далее используются тексты анекдотов, опубликованные в свободном доступе в сети Интернет):

Василий Иваныч, к нам Анджела Дэвис приехала в гости.
К стенке ее.
Ты что, с ума сошел, она же негритянка, борец за свободу, ее все в мире знают, натерпелась от американцев.
Ладно, Петька, уговорил. Пусть с краю ложится.
Василий Иванович, а белые в Америке есть?
Есть, Анка. Но коренное население там – красные!

-/-

На чемпионате мира по русским шашкам победил российский мастер Чапаев. От его шашки, прорвавшейся в дамки, еще никто не уходил!

-/-

Петька:
Василий Иванович! Белые в лесу!
Чапаев:
Не время, Петька, грибы собирать.

-/-

Во время первого визита Анджелы Дэвис в СССР больше всего ей понравился фильм «Чапаев». Особенно фраза Чапая:
Эх, Анка, вот всех белых вырежем и заживем!

-/-

Чапаев с дивизией подходит к германскому городу Ганноверу, а на входе их встречает старая арабка хлебом-солью. Отломил Василий Иваныч краюшку, макнул горбушку в соль, прожевал, да и спрашивает: 
Мать, а что, есть белые в городе?
-/-

Заходит Василий Иванович в комнату Петьки и видит, как Петька что-то пишет. Что ты там пишешь, Петька?
Оперу пишу, Василий Иванович!
Ух ты, а про меня напишешь?
Ой, и про вас, и про Анку, опер сказал про всех написать!!!

Другие – обыгрывают сцены из книги и фильма:

Петька спрашивает Чапаева:
Василий Иванович, а вы пол-литра можете выпить?
Могу, Петя, могу!
А литр?
Могу, Петя, могу!
А бочку водки?
Могу, Петя, могу!
А реку водки?
Нет, Петя, не могу. Где же я возьму такой огурец, чтоб ее закусить?

-/-

Василий Иванович, а если эскадрон скачет на выборы, то где должен быть командир спереди или сзади?..
Дурак ты, Петька! Командир должен баллотироваться

-/-
Василий Иваныч! Вот тут все смеются над анекдотом про наших пловцов! Рассказать?
Не мне, Петька…

Большой пласт анекдотов посвящен гипертрофированной безграмотности «не кончавших академий» героев:

Петька возвращается в полк. Чапаев ему:
Петька, ты чего такой понурый?
Да вот, в военную академию поступал и на экзамене провалился.
Как? Почему это?
Да спросили меня, кто такой Цезарь, а я возьми и ответь, что это конь из пятого эскадрона.
Это моя вина, Петька. Пока тебя не было, я же Цезаря в седьмой эскадрон перевел.

-/-

Чапаев поступает в институт и проваливает экзамен. Петька спрашивает:
На чем срезался, Василий Иванович?
На математике.
А что так?
Да понимаешь, Петька, спрашивают меня, сколько будет 0,5 плюс 0,5? Я нутром чую, что литр, а математически выразить не могу!

-/-

Чапаев поднял дивизию в наступление. Видит Петька удирает.
Стой, трус, назад!
Василий Иванович, ты плохо знаешь географию. Земля ведь круглая. Я иду противнику в тыл.

Есть анекдоты, отсылающие нас к другим анекдотам о Чапаеве, а также к современности:

Василий Иванович, а что такое «нюанс»?
Смотри, Петька, европейцы для Украины сделали безвиз и американцы для России сделали безвиз, но есть нюанс…

-/-

Василий Иваныч, а что случилось с половцами и печенегами?
Они режим самоизоляции не соблюдали, Петька…
От вируса?
От нас, Петька. От нас…

-/-

Ты б, Василий Иваныч, хоть бы блог, штоли, завел?
Блохи, Петька, и сами заведутся, если долго в баню не ходить…

Персонаж Василия Ивановича, перекочевавший в народное творчество из литературы и кинематографа, понятный, храбрый, веселый, его легко представить сидящим на кухне за рюмкой чаю. И тот факт, что он стал «звездой» анекдотов, только подчеркивает всенародную любовь. В заключение приведем анекдот, показывающий народное отношение:

Попал один человек в рай и видит: сидят за столом известные личности. Подсел и он к ним. Все вроде нормально, но иногда кто-то из соседей делает один оборот на стуле. Не выдержал он и спросил, что бы это значило. Понимаешь, когда о ком-то из нас на земле расскажут анекдот, ему здесь приходится один раз повернуться. Вон видишь в углу два вентилятора? Так это Василий Иванович и Петька.

В 2000-е годы на основе сюжетов анекдотов про Василия Ивановича и Петьку была даже создана серия компьютерных игр, образы героев часто использовались в юмористических шоу.

В последние годы популярность традиционных анекдотов как жанра устного народного творчества сходит на нет, в рамках активно развивающейся интернет-коммуникации возникают новые форматы: мемы, демотиваторы и т.п. Но вездесущий Василий Иванович проник уже и в эту сферу – образ остроумного харизматичного комдива продолжает свой путь на просторах сети.

Что ж, быть одновременно героем книги, фильма и фольклора получается не у всех. Обычно такая «честь» выпадает на долю руководителей страны или вымышленных персонажей. Василий Иванович Чапаев здесь исключение из правил.

Словарь понятий и терминов

Анекдот – короткий рассказ об историческом лице, происшествии. Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая, часто фривольная притча.

Комдив – сокращенное название должности «командир дивизии».

Патетика – возвышенное, восторженное действие (слова или поступки) с высоким пафосом, оптимизмом, героическим началом.

Библиографический список

  1. Абильдинова Ж.Б. Жанровая специфика анекдота. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-spetsifika-anekdota/viewer (дата обращения: 10.01.2024).
  2. Алексеевский М. О Петьке и Василии Ивановиче. URL: https://arzamas.academy/micro/anekdot/12 (дата обращения: 04.12.2023).
  3. Аптекарь П. Василий Чапаев: человек, миф, анекдот. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/01/26/675042-chapaev-chelovek-mif (дата обращения: 04.12.2023).
  4. Бабочкин Б. Через тридцать лет. URL: https://www.booksite.ru/cinema/data/Babochkin.pdf (дата обращения: 10.01.2024).
  5. Демин В.И. Миф о Чапаеве в романе Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mif-o-chapaeve-v-romane-viktora-pelevina-chapaev-i-pustota (дата обращения: 04.12.2023).
  6. Котельников К. Операция ЦРУ, или Откуда взялись анекдоты про Чапаева. URL: https://diletant.media/articles/45302048/ (дата обращения: 04.12.2023).
  7. Кто и зачем придумывал анекдоты про Чапаева и Петьку. Отрывок из книги «Опасные советские вещи». URL: https://mel.fm/zhizn/knigi/4297836-dangerous_soviet_things (дата обращения: 04.12.2023).
  8. Мильчин К. Чапаев и бессмертие: как красный комбриг стал персонажем фольклора. URL: https://tass.ru/opinions/4008777 (дата обращения: 04.12.2023).
  9. Романчук Л.А., Дябина В.Н. Способы, принципы и механизмы создания киномифа. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-printsipy-i-mehanizmy-sozdaniya-kinomifa (дата обращения: 04.12.2023).
  10. Сорокина В.Н. Кинематографический анекдот. URL: http://anthropology.ru/ru/text/sorokina-vn/kinematograficheskiy-anekdot (дата обращения: 10.01.2024).
  11. Тарасов К. Фактчек: 14 самых популярных легенд о Чапаеве. URL: https://arzamas.academy/mag/1138-chapayev (дата обращения: 04.12.2023).
  12. Чапай. Песни, былины, сказки, устные сказы и воспоминания о легендарном герое гражданской войны, славном комдиве Василии Ивановиче Чапаеве. URL: https://www.koob.ru/kollektiv_avtorov/chapay_pesni_byliny_skazki_vospominania_ (дата обращения: 10.01.2024).
  13. Шмелева Е.Я., Шмелев А.Д. Русский анекдот как текст и как речевой жанр. URL: https://rjano.ruslang.ru/ru/archive/2002-2/194-210 (дата обращения: 04.12.2023)

Список рекомендуемой научно-исследовательской литературы и информационных ресурсов

  1. Алексеевский М. О Петьке и Василии Ивановиче. URL: https://arzamas.academy/micro/anekdot/12 (дата обращения: 04.12.2023).
  2. Аптекарь П. Василий Чапаев: человек, миф, анекдот. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/01/26/675042-chapaev-chelovek-mif (дата обращения: 04.12.2023).
  3. Бабочкин Б. Через тридцать лет. URL: https://www.booksite.ru/cinema/data/Babochkin.pdf (дата обращения: 10.01.2024).
  4. Пелевин В.О. Чапаев и пустота. М.: Эксмо, 2022.
  5. Тарасов К. Фактчек: 14 самых популярных легенд о Чапаеве. URL: https://arzamas.academy/mag/1138-chapayev (дата обращения: 04.12.2023).
  6. Чапай. Песни, былины, сказки, устные сказы и воспоминания о легендарном герое гражданской войны, славном комдиве Василии Ивановиче Чапаеве. URL: https://www.koob.ru/kollektiv_avtorov/chapay_pesni_byliny_skazki_vospominania_ (дата обращения: 10.01.2024).

Публикации по теме

В сентябре 2023 года в здании штаба Черноморского флота в Севастополе случился пожар, в котором чудом уцелела икона святого праведного воина Федора Ушакова. И тогда многие вспомнили о великом полководце, который не проиграл ни одного сражения и не потерял ни одного корабля. За какие заслуги Федор Ушаков (1745-1817 гг.) стал покровителем военно-морского флота?
Подробностей биографии Федора Федоровича в открытых источниках достаточно. Немалое внимание уделено и сражениям, в которых Ушаков командовал русской флотилией. Но заслуги Ушакова – это не только талант тактика и способность быстро оценить сильные и слабые стороны как свои, так и противника. Не только благочестие и образ жизни, которые позволили Русской православной церкви канонизировать его. Ушаков – это олицетворение русского флота, которым мы по праву гордимся. Чтобы осознать это, стоит обратиться к непродолжительному периоду деятельности Ф.Ф. Ушакова в период 1787-1891 гг., когда флот создавался.

Эпоха авангарда в нашей стране стала временем поиска и открытий, которые перевернули понимание не только отечественного, но и мирового искусства. Пока в качестве единственного варианта предъявления действительности не был директивно установлен социалистический реализм, каждый вид искусства пополнился новыми приемами, формами и подходами. Нередко этих подходов было несколько, что побуждало творческие споры, временами перерастающие в настоящее соперничество.
Сейчас дискуссия о том, какое кино требуется зрителю — художественное (игровое) или документальное (неигровое) — кажется немного искусственной: следуя разным законам, предписанным жанром, кино отражает взгляд творца на реальность, приглашая зрителя посмотреть на мир его глазами. Но в 1920-е годы, когда только предстояло определить место и роль разных направлений кинематографа в жизни общества, соперничество Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова, подогреваемое прессой, с увлечением следившей за спором двух новаторов, казалось принципиальным.