От революции в стране к революции в кино. Революция из супа

Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» (1925 г.) стабильно входит в рейтинги лучших фильмов всех времен и народов. Как часто случается с творениями данного режиссера, многие воспринимают события 1905 года именно так, как это показано в ленте.
Почему же «Броненосец „Потемкин“» прочно занял свое место в истории кинематографа? И почему соответствие историческим событиям здесь не так важно?

Моя библиотека

Революция из супа

Историю восстания на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» глазами Сергея Эйзенштейна зрители увидели в 1925 году. С тех пор именно этот образ возникает каждый раз, когда произносится название легендарного судна. Как же разворачивались события 1905 года в интерпретации великого режиссера? Так как на экране предстает тщательно продуманное повествование, подчиненное всем законам зрелищ, вполне допустимо разделить происходящее на акты, как это и было задумано Эйзенштейном.

АКТ I

Перед зрителем предстают молодые матросы, которые с честью выносят все трудности суровой службы. В качестве антагонистов выступают офицеры – ожесточенные лица (которые буквально через несколько минут превратятся в звериный оскал), презирающие простых матросов. Особого внимания заслуживает максимально демонический образ священника. Зритель видит, что мясо, из которого матросам готовят суп (борщ), безнадежно испорчено: белые черви вызывают чувство отвращения. Матросы возмущены, но судовой врач заявляет: «Мясо хорошее!». Когда наступает время обеда, титр сообщает, что никто из матросов не стал есть червивый суп, а на экране – пустой кубрик с тарелками.

АКТ II

Командир корабля Головин приказал построить команду на верхней палубе и вызвать караул. Матросы мужественно стоят на своем: они не будут есть червивый суп. Тогда Головин приказывает всем, кто не хочет подвергнуться наказанию, выйти из строя и есть. Неуверенно матросы покидают строй. Небольшая группа не успевает перейти на место, указанное командиром. Старший офицер Гиляровский кричит: «Эти не хотят есть борщ! Боцман, принести брезент!». На лицах матросов застыл ужас: они понимают, что это значит – их товарищей собираются расстрелять. Происходящее далее подтверждает самые худшие опасения: брезент накрыл людей, словно саван. Гиляровский отдает приказ открыть огонь. Из-под брезента доносится: «Братья, не стреляйте!». Тогда все услышали голос Григория Вакуленчука: «К оружию, бей гадов!». В ответ злодей Гиляровский стреляет в Вакуленчука. Матросы в едином порыве бросаются на офицеров и расправляются с ними, выбрасывая трупы за борт. Священника спускают с лестницы. Особую храбрость и нетерпимость по отношению к врагу проявляет Афанасий Матюшенко.

АКТ III

Сквозь туман броненосец «Потемкин» приходит в порт Одессы, объятой революционным восстанием. Тело Вакуленчука в сопровождении почетного караула сносят на берег. В порт приходят люди, оплакивание героя перерастает в гул возмущения и митинг. К восставшим матросам приходят члены революционных партий, среди них особую роль играет Константин Фельдман. Матросы «Потемкина» и пролетарии Одессы ощущают единение в борьбе с врагом. Команда «Потемкина» поднимает красное революционное знамя.

АКТ IV

Толпа поддерживает матросов и революционеров, на борт отправляются ялики с продовольствием. Но среди собравшихся можно заметить и тех, кто скептически смотрит на происходящее в порту, и тех, кто, возможно, знает, что в город прибывают войска, и скоро всем революционерам придет конец. Следующая сцена подтвердит их правоту: правительственные войска без сожаления расстреливают не только протестующих на одесской лестнице, но и женщин, детей, стариков. Всех, кто сумел увернуться от пули, рубят шашками казаки. Главный символ бесчеловечности власти – коляска с ребенком, которая стремительно катится вниз.

АКТ V

В море храбрый экипаж броненосца «Потемкин» вот-вот вступит в бой с эскадрой, посланной царем. Драматичное ожидание, броненосец проходит сквозь строй эскадры. Восставшие ждут выстрелов, готовятся защищаться. Но вместо этого они слышат: «Братья! Братья!» – матросы братаются. Броненосец «Потемкин» направляется в дальнейший путь, двигаясь на зрителя, как будто стремясь выйти за пределы экрана.

Главным заказчиком киноленты стал Лев Троцкий. По его замыслу, должен был получиться идеологический «булыжник пролетариата», который будет заброшен в капиталистический мир для разжигания революции. Сергей Эйзенштейн отлично понял свою задачу. Все должно было быть готово через четыре месяца – к 20-летию Декабрьского вооруженного восстания в Москве. Поэтому первоначальная грандиозная идея объединить в одном фильме сразу несколько революционных событий была положена под сукно (хотя Эйзенштейн уже снял несколько эпизодов), и было принято решение сосредоточиться только на истории «Потемкина». В Севастополе был найден броненосец «Двенадцать апостолов», который использовался как минный склад. После работы бутафоров он стал вполне похож на «Потемкина» внешне.

С большим трудом фильм удалось подготовить в срок. На монтаж оставалось всего 12 дней. Григорий Александров (ближайший ученик и соратник режиссера) вспоминает, что последние кадры монтировались Эйзенштейном в день премьеры в Большом театре. Под конец клея не хватило, и пленку пришлось склеивать слюной. Поэтому режиссер не входил в зал, пока не услышал гром аплодисментов. А после первого массового показа фильма в кинотеатре «Художественный» стало понятно, что родился киношедевр на все времена.

Словарь понятий и терминов

Антагонист – (от др.-греч. ἀνταγωνιστής «соперник, противник») в художественном произведении – персонаж, противодействующий главному герою (протагонисту) на пути к достижению его целей.

Броненосец – броненосный артиллерийский корабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства на море.

Декабрьское вооруженное восстание в Москве – вооруженное восстание, проходившее в Москве 9 (22)-18 (31) декабря 1905 года, кульминационный эпизод революции 1905 года в России.

Кубрик – единое жилое помещение для команды на корабле.

Эскадра – объединение кораблей под единым командованием.

Ялик – двухвесельная или четырехвесельная небольшая шлюпка.

Библиографический список

  1. Советский исторический фильм [Текст] / Сборник статей Б. Грекова, С. Эйзенштейна, С. Прокофьева, В. Петрова, Н. Черкасова, А. Ханова, А. Уткина, В. Шкловского, Л. Гутмана, Е. Вейсмана; Под ред. Е. Вейсмана. — Москва : Госкиноиздат, 1939. — 119 с.
  2. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения [Текст]: В 6 т. — Т. 2.  — Москва: Искусство, 1964-1971.
  3. Эйзенштейн С. М. Рождение фильма // Искусство кино. — 1950. — № 4. – С.53-75.
  4. Эйзенштейн в воспоминаниях современников / Сост.-ред., авт. примеч. и вступит ст. Р. Н. Юренев. М.: Искусство, 1974. — 422 с.

Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов

  1. Андреев Б. Б. Советское киноискусство 20-х годов : Учеб. материалы по курсу «История отечественного кино» / Моск. гос. ун-т культуры и искусств и др. — Москва, 2004 (Ротапринт МГУКИ). — 19 с.
  2. Зоркая Н.М. История советского кино; Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2006. — 541, [1] с.
  3. Лебедев Н.А. Становление советского киноискусства (1921-1925) [Текст] / Проф. Н. А. Лебедев. — Москва : [б. и.], 1960. — 80 с.
  4. Эйзенштейн С.М. YO. Мемуары / Сергей Эйзенштейн ; [составление, предисловие и комментарии Наум Клейман]. — Москва : Музей современного искусства «Гараж», 2019.
  5. Эйзенштейн, Сергей Михайлович. За кадром [Текст] : ключевые работы по теории кино / С. М. Эйзенштейн. — Москва : Гаудеамус : Академический проект, 2016. — 727 с.

Публикации по теме

В сентябре 2023 года в здании штаба Черноморского флота в Севастополе случился пожар, в котором чудом уцелела икона святого праведного воина Федора Ушакова. И тогда многие вспомнили о великом полководце, который не проиграл ни одного сражения и не потерял ни одного корабля. За какие заслуги Федор Ушаков (1745-1817 гг.) стал покровителем военно-морского флота?
Подробностей биографии Федора Федоровича в открытых источниках достаточно. Немалое внимание уделено и сражениям, в которых Ушаков командовал русской флотилией. Но заслуги Ушакова – это не только талант тактика и способность быстро оценить сильные и слабые стороны как свои, так и противника. Не только благочестие и образ жизни, которые позволили Русской православной церкви канонизировать его. Ушаков – это олицетворение русского флота, которым мы по праву гордимся. Чтобы осознать это, стоит обратиться к непродолжительному периоду деятельности Ф.Ф. Ушакова в период 1787-1891 гг., когда флот создавался.

Эпоха авангарда в нашей стране стала временем поиска и открытий, которые перевернули понимание не только отечественного, но и мирового искусства. Пока в качестве единственного варианта предъявления действительности не был директивно установлен социалистический реализм, каждый вид искусства пополнился новыми приемами, формами и подходами. Нередко этих подходов было несколько, что побуждало творческие споры, временами перерастающие в настоящее соперничество.
Сейчас дискуссия о том, какое кино требуется зрителю — художественное (игровое) или документальное (неигровое) — кажется немного искусственной: следуя разным законам, предписанным жанром, кино отражает взгляд творца на реальность, приглашая зрителя посмотреть на мир его глазами. Но в 1920-е годы, когда только предстояло определить место и роль разных направлений кинематографа в жизни общества, соперничество Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова, подогреваемое прессой, с увлечением следившей за спором двух новаторов, казалось принципиальным.