От революции в стране к революции в кино. «Срамная история»
Восстановить точный ход событий на броненосце «Потемкин» в те летние дни 1905 года пока чрезвычайно трудно. И проблема не в отсутствии источников. Скорее, наоборот – их слишком много.
Моя библиотека
Восстановить точный ход событий на броненосце «Потемкин» в те летние дни 1905 года пока чрезвычайно трудно. И проблема не в отсутствии источников. Скорее, наоборот – их слишком много.
Многие участники восстания оставили воспоминания, также сохранились показания, данные во время следствия и на суде. Но так как среди матросов не было единства по поводу происходящего на «Потемкине», их версии могут быть диаметрально противоположными. Кроме того, многие стремились «набить себе цену» и заявить о своей причастности к тому или иному эпизоду, хотя вряд ли действительно были свидетелями описываемых событий. Тем не менее, ясно, что версия, представленная Сергеем Эйзенштейном, весьма далека от исторической действительности.
«Срамная история»
Именно так назвал события 1905 года император Николай II.
Эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был заложен в 1898 году. Разработку проекта и руководство строительством было поручено А.Э. Шотту. Проект можно назвать экспериментальным, так как при его разработке были использованы решения, применяемые раньше в двух разных типов броненосцев, а также впервые на русском флоте применялись централизованное управление артиллерийскими орудиями и котлы с жидким топливом. По своим характеристикам новый броненосец должен был стать самым мощным в своем классе и превосходил в вооружении все аналоги.
Увидеть «Потемкина» в действии во время русско-японской войны не получилось, ввод в строй был сильно задержан – как будто все намекало на то, что судьба нового судна не будет простой: пожар, постоянный ремонт, замена оборудования, которое при испытаниях демонстрировало полную несостоятельность. В результате история броненосца «Князь Потемкин-Таврический» началась в мае 1905 года. Но на момент восстания официально единицей военно-морского флота корабль стать еще не успел.
Экипаж состоял из 731 матроса и 26 офицеров. Из-за потерь в русско-японской войне половина офицеров представляла собой младший офицерский запас, по большей части сухопутный, призванный адмиралтейством. Та же проблема касалась и команды: примерно пятая часть экипажей комплектовалась из запаса и сверхсрочников (оставшихся служить после обязательных 7 лет). Команда «Потемкина» была довольно молодая (средний возраст 25-27 лет), только 80 человек служили ранее на других кораблях. Один из активных участников восстания в своих воспоминаниях делит матросов на «сознательных» (бунтовщиков, борцов за справедливость) и «жлобов» – крестьян, которые мечтали после окончания службы вернуться домой, поэтому были исполнительными.
В воскресенье 12 июня 1905 года «Князь Потемкин-Таврический» вышел на учебные стрельбы из Севастополя в Тендровский залив в сопровождении миноносца № 267, экипаж которого менее чем за сутки до этого прибыл из охваченной забастовками Одессы и принес известия о столкновениях протестующих с полицией. 13 июня в Одессу была послана группа для закупки продовольствия. В связи с напряженной обстановкой купить свежего мяса было невозможно, пришлось взять то, что было, также была произведена закупка зелени и овощей. Ночью из части привезенного мяса был сварен борщ для команды. Один из главных зачинщиков бунта, унтер-офицер Матюшенко, затем заявлял, что слышал разговор вахтенного офицера Ливинцева и старшего офицера Гиляровского о том, что обязательной пробы супа не было, да и качество его оставляет желать лучшего. Как Матюшенко мог стать даже случайным свидетелем такого разговора, не понимает ни один человек, кто хоть немного знаком с жизнью на боевом судне. Видимо, история была выдумана для оправдания дальнейшего хода событий.
Еще одному вахтенному офицеру, Луцаеву, доложили об испорченном борще, причем сообщившие не могли успеть его попробовать, что свидетельствует о том, что повод с борщом был выбран именно для начала бунта. Судовой врач Смирнов сделал вывод, что мясо требовало лишь промывки рассолом, чтобы смыть личинки мух (практика, повсеместно распространенная на флоте), поэтому раздача обеда началась. Именно в этот момент Афанасий Матюшенко с несколькими матросами заявили, что не позволят раздать команде «борщ с червями». Те, кто пытался все-таки взять порцию, был избит. Один из них, кочегар Хандыга, позже сбежал с корабля и рассказал о мятеже. Он и его ученик потом в своих показаниях заверяли, что с борщом было все в порядке. То есть зачинщики просто не позволили большей части команды даже приблизиться к якобы испорченному обеду (который, кстати, после расправы с офицерами они съели без всяких последствий для организма). Машинист Рыжий в воспоминаниях признается, что матросы заранее приняли решение обед не есть, а поднять бунт.
Матюшенко и его подручные отправились к Луцаеву и заявили, что есть команда не будет. Вахтенный офицер сообщил о ситуации командиру Голикову, который приказал собрать команду. Восстановить точный ход дальнейших событий на данный момент почти невозможно, так как показания и воспоминания участников событий разнятся кардинально: то ли попробовал вызванный Голиковым врач Смирнов борщ, то ли нет; то ли командир спокойно разъяснял матросам ситуацию, то ли грозил им расправой. Очевидно то, что приказ вынести брезент был связан с тем, что всем, кто хочет обедать, надлежит делать это на палубе у 12-дюймовой башни, а для этого на флоте всегда стелют брезент. Несмотря на попытки их удержать, все больше и больше матросов выходило из строя, демонстрируя тем самым готовность подчиниться командиру. Явно выделялась группа во главе с Матюшенко численностью около 30 человек. Они поняли, что нужно идти ва-банк. Именно Матюшенко стал кричать что брезент вынесли, чтобы их расстрелять. Важно иметь в виду, что ни одного случая расстрела матросов на борту корабля история русского флота не знает (но Эйзенштейн настолько ярко снял эпизод с брезентом, что почти ни у кого сейчас не возникает даже подозрения, что все в этой сцене придумано от начала до конца). Члены группировки Матюшенко бросились в оружейный погреб и завладели оружием. Голиков начал призывать всех, кто не бунтовщик, оказать сопротивление. Один из старших офицеров вспоминал, что в этот момент они находились в кают-компании и обедали. Услышав крики и топот людей, часть бросилась к командиру, другие же предпочли найти более безопасное место. Примечательно, что некоторые потом объясняли, что решили взять фуражку или саблю, или еще какие-то важные дела заставили их бежать в противоположную от восставших сторону.
Ни бунтовщики, ни оставшиеся верными командиру не решались открыть огонь, как вдруг неожиданный выстрел стал как будто сигналом к убийству офицеров. Некоторые участники потом указывали, что это был случайный выстрел по чайкам. Как бы то ни было, командир корабля, врач, несколько офицеров и матросов, включая одного из самых авторитетных среди рабочих – Вакуленчука, погибли. В гибели последних восставшие потом обвинят офицеров, хотя есть сразу несколько свидетельств, как Матюшенко приказал стрелять по матросам, которые пытались вплавь добраться до миноносца. Кстати, миноносец, получив сигнал о бунте, пытался уйти, но выстрелами из пушки его команду «убедили» остаться.
Заперев оставшихся в живых офицеров, многие из которых были ранены или сильно избиты, уже единоличный лидер восставших Матюшенко создал судовую комиссию, которая должна была решить, что делать дальше. Поручик Коваленко вспоминал, что единства среди матросов не было и в помине: готовые на все бунтовщики, явно враждебные революции, просто запуганные или не понимающие, как себя вести (таковых, кстати, было большинство). Матрос Тарас Шестак показал на допросе, что тех, кто не хотел брать винтовки, били.
Здесь стоит остановить внимание на фигурах двух лидеров – Вакуленчук и Матюшенко. Уже в советский период Вакуленчука стали причислять к организаторам восстания, членам РСДРП и активным участникам «Матросской централки» (революционная организация в Севастополе). Но ни одного документального подтверждения данному факту нет. Кроме того, во время истории с борщом, Вакуленчук одним из первых вышел вперед, демонстрируя готовность прекратить беспорядки и приступить к обеду. А дальше – удивительное совпадение – именно Вакуленчук был убит во время перестрелки. Убийцей был назван Гиляровский, за что и погиб. А вся власть на корабле оказалась в руках Матюшенко. Ряд исследователей считает, что Афанасий Матюшенко избавился от конкурента, имевшего значительное влияние на команду.
Тем не менее, при внимательном изучении документов, все более явной становится версия о том, что Матюшенко нарушил весьма грандиозные планы революционеров, и, в частности, «Матросской централки». По задумке революционеров, центром восстания в этом регионе должен был стать Севастополь, а одним из лидеров – Александр Петров, служивший на корабле «Прут». Об этом мы читаем в письме самого Петрова. Масштабное выступление было назначено на 21 июня в Тендровском заливе. Но 14 июня Афанасий Матюшенко поднял мятеж на «Потемкине», нивелировав всю подготовку «Централки». Петров все-таки захватил «Прут», пытался догнать «Потемкина», но корабль был захвачен, а Петров – казнен.
«Потемкин» берет курс на Одессу и вечером того же дня, 14 июня, заходит в порт. Это во многом объясняется тем, что, с большой долей вероятности, Матюшенко действовал в интересах одесских восставших. Кроме того, именно в Одессе было проще всего пополнить запасы продовольствия и угля.
Здесь интересно будет остановиться на истории красного флага. Современные исследователи считают, что речь в документах идет не о революционном знамени, а о красном сигнальном флаге, с помощью которого предупреждали об открытии огня. Сразу несколько участников тех событий вспоминали, что на борт «Потемкина» прибыли представители от одесских революционеров, в частности, Константин Фельдман, начавший просить о помощи, которая должна была заключаться в обстреле Одессы. Фельдман с горечью отмечает: «Мы убеждали матросов сойти на берег и примкнуть к восставшему народу, но матросы отказывались покинуть корабль и сойти на берег, чтобы вместе с рабочими захватить город, повелеваясь своему сознанию». Матросы не поддались и уговорам Фельдмана стрелять по городу, а кроме этого, воспротивились и поднятию флага на «Потемкине». Матюшенко явно пытался убедить команду стрелять по городу.
15 июня по приказу Матюшенко на берег было доставлено тело Вакуленчука – похороны должны были превратиться в своего рода политическую акцию. Попытки полиции и казаков разогнать собравшихся привели к тому, что «Потемкин» поднял красный флаг, демонстрируя готовность к стрельбе. Но привлечь повышенное внимание своеобразной панихидой не удалось, так как в городе происходили массовые грабежи и беспорядки. Ночь с 15 на 16 июня 1905 года жители Одессы вспоминали с ужасом и рисовали в своих мемуарах картины такие же впечатляющие, как эпизод на Потемкинской лестнице у Эйзенштейна: беспорядки и грабежи в порту перешли в мощный пожар. 16 июня потемкинцы похоронили Вакуленчука. Несмотря на попытки того же Фельдмана представить это событие как массовую антиправительственную акцию протеста, нейтральные источники сообщают, что все прошло максимально скромно.
По возвращении команда «Потемкина» вступила в перестрелку с патрулем, в результате чего погибли три матроса. И здесь снова Фельдман требует стрелять по городу. Судя по воспоминаниям, рядовые восставшие не до конца понимали, зачем это делать: кто-то объяснял это местью за павших товарищей, а кто-то сообщал о планировании удара по театру, где якобы собрался военный совет с целью «задушить революцию». Отойдя в море, «Потемкин» открыл огонь. Два снаряда попали в частные дома. Результат явно не тот, на который рассчитывали лидеры восстания. В это время в Одессу были стянуты правительственные войска, и команда броненосца оказалась предоставлена сама себе. Осознав, что поддержки ждать неоткуда, 17 июня корабль вышел в море. В воспоминаниях отмечается, что с этого дня держать дисциплину было трудно, многие думали только о том, как бы выйти из этой ситуации живыми.
Еще 15 июня на борьбу с мятежным броненосцем была отправлена эскадра во главе с вице-адмиралом Кригером. Ее и заметили с «Потемкина». Дважды «Потемкин» прошел в интервал между кораблями, и никто не открыл огонь. Этот «немой бой» оправдал надежды Матюшенко, что матросы не решатся открыть огонь по своим. Вместо этого экипаж «Георгия Победоносца» решает присоединиться к «Потемкину». Опасаясь, что примеру «Георгия» последуют другие, Кригер уводит корабли в Севастополь. Важно сразу оговориться, что уже на следующий день верх на «Георгии Победоносце» взяли противники восстания, и корабль вновь перешел под контроль правительства.
В течение нескольких дней броненосец «Князь Потемкин-Таврический» курсировал вдоль побережья Черного моря: где-то удалось добыть провизии, с углем было гораздо сложнее. Мятежный корабль преследовал миноносец «Стремительный». 25 июня «Потемкин» второй раз зашел в румынский порт Констанца, где команда все-таки сошла на берег. Большая часть восставших тут же разъехалась, понимая, что их ждет, когда прибудет царский флот. Матюшенко удалось уехать в Швейцарию, но в 1907 году он вновь вернулся в Россию для продолжения революционной деятельности, был арестован и казнен. Участников восстания решили судить по факту военного бунта, а не участии в революционных действиях. Судебные процессы затянулись на много лет, и остановила их только революция 1917 года.
Вскоре корабль и миноносец были отведены в Севастополь. После повторного освящения броненосец получил новое имя – «Пантелеймон», участвовал в Первой мировой войне, в событиях Гражданской войны (использовался Белой армией). После захвата Крыма красными броненосец завершил свой боевой путь.
Словарь понятий и терминов
Броненосец – броненосный артиллерийский корабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства на море.
Панихида – у христиан церковная служба по умершему в сам день похорон, а также на третий, девятый или сороковой день после смерти либо в годовщину его смерти или рождения.
Унтер-офицер – звание младшего командного состава в царской и некоторых других армиях, а также лицо, носящее это звание.
Эскадра – объединение кораблей под единым командованием.
Библиографический список
- Восстание на броненосце «Потемкин». Документы ИМЛ при ЦК КПСС. Публ. В.Т.Логинова. Исторический архив, 1955, № 3, с.107-133.
- Восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»: Воспоминания, материалы и документы / под ред. и со вступ. ст. В. И. Невского. — М. ; Пг. : Гос. изд-во, 1924. — 368 с.
- Иноземцев М.И. Броненосец «Кн. Потемкин-Таврический» в Одессе / С предисловием М. Иноземцева // Красный архив: исторический журнал / Центральный архив РСФСР. – М.: ОГИЗ: Соцэкгиз, 1935. – Том 2 – 3 (69 – 70). – С. 72 – 100.
- Потемкинские дни 1905 года на Черном море: сборник материалов и документов / Комис. ВУЦИК’а по празднованию 20-летия революции 1905 г. и Истпартотд. ЦК КП(б)У. – Харьков: Пролетарий, 1925. – 239 с.
- Революционное движение в Черноморском флоте в 1905-1907 гг. [Текст]: Воспоминания и письма / Под ред. канд. ист. наук П. М. Богачева. — Москва: [б. и.], 1956. — 313 с.
Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов
- Гаврилов Б.И. В борьбе за свободу : Восстание на броненосце «Потемкин» / Б. И. Гаврилов. — Москва : Мысль, 1987. — 222,[2] с.
- Кардашев Ю. П. Восстание : [броненосец «Потемкин» и его команда] : драма на Тендре, последствия восстания, команда корабля / Ю. П. Кардашев. — Москва : [б. и.], 2008. — 542, [2] с.
- Кардашев Ю.П. Хроника восстания на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», 14-25 июня 1905 года [Текст] / Юрий Кардашев. — Москва : Перо, 2017. — 252 с.
- Устинских А.Н. Приговорен к смерти : Очерк [об участнике восстания на броненосце «Потемкин» Т. Г. Мартьянове] / А. Н. Устинских. — Тула : Приок. кн. изд-во, 1991. — 86,[2] с.
Публикации по теме
Из исторических персонажей XVIII века по частоте упоминаний в фольклоре с генералиссимусом Суворовым могут сравниться разве только Емельян Пугачев и Петр I: об Александре Васильевиче слагали песни, рассказывали байки и анекдоты, до нас дошла даже былина. А еще в народе было распространено поверье, что Суворов не умер, а спит, и в случае серьезной угрозы Родине он встанет на ее защиту.
Историю пишут победители. Это расхожее выражение недалеко ушло от истины и касается не только войн. В отечественной историографии значительная часть XVIII столетия осталась под броским наименованием «эпоха дворцовых переворотов»: правители сменяли друг друга, и не всегда это происходило на законных основаниях. Поэтому те, кто прибегли к силовому способу решения вопроса о престолонаследии, дабы оправдать свои действия заботой о делах государства, не жалели сил в очернении предшественника. Особенно не повезло Петру III.
В наши дни Сергея Эйзенштейна часто обвиняют в том, что его фильм «Броненосец „Потемкин“» – это типичная агитка, которая спровоцировала неверное понимание событий 1905 года.
Но режиссер и не снимал документальное кино. Он говорил, что его задачей было показать человека, который гордо поднял голову и готов бороться за будущее всех людей. Что, без сомнения, удалось.
Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» (1925 г.) стабильно входит в рейтинги лучших фильмов всех времен и народов. Как часто случается с творениями данного режиссера, многие воспринимают события 1905 года именно так, как это показано в ленте.
Почему же «Броненосец „Потемкин“» прочно занял свое место в истории кинематографа? И почему соответствие историческим событиям здесь не так важно?
Практически каждая статья об Александре Невском содержит упоминание о военном таланте князя. Его имя можно часто встретить в различных рейтингах выдающихся полководцев. И небезосновательно главными победами называют Невскую битву и Ледовое побоище.
В открытых источниках можно встретить хрестоматийное описание сражения на Чудском озере, например, «лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы, зато на льду было легче действовать русским дружинникам и ополченцам» или «рыцари построили свои войска в форме клина («свиньей»)». Какая информация о Ледовом побоище на данный момент опровергается специалистами, но продолжает публиковаться в самых разных изданиях?
Иван III остался в истории как Иван Великий: при нем практически завершилось объединение русских земель вокруг Москвы; Русь стала независимой, более того, вела успешные военные действия с осколками когда-то столь грозной Золотой Орды.
На памятнике «Тысячелетие России» рядом с Иваном III скульптор Микешин изобразил фигуру воеводы Даниила Холмского. Кто же этот почти забытый сейчас полководец?
В сентябре 2023 года в здании штаба Черноморского флота в Севастополе случился пожар, в котором чудом уцелела икона святого праведного воина Федора Ушакова. И тогда многие вспомнили о великом полководце, который не проиграл ни одного сражения и не потерял ни одного корабля. За какие заслуги Федор Ушаков (1745-1817 гг.) стал покровителем военно-морского флота?
Подробностей биографии Федора Федоровича в открытых источниках достаточно. Немалое внимание уделено и сражениям, в которых Ушаков командовал русской флотилией. Но заслуги Ушакова – это не только талант тактика и способность быстро оценить сильные и слабые стороны как свои, так и противника. Не только благочестие и образ жизни, которые позволили Русской православной церкви канонизировать его. Ушаков – это олицетворение русского флота, которым мы по праву гордимся. Чтобы осознать это, стоит обратиться к непродолжительному периоду деятельности Ф.Ф. Ушакова в период 1787-1891 гг., когда флот создавался.
Эпоха авангарда в нашей стране стала временем поиска и открытий, которые перевернули понимание не только отечественного, но и мирового искусства. Пока в качестве единственного варианта предъявления действительности не был директивно установлен социалистический реализм, каждый вид искусства пополнился новыми приемами, формами и подходами. Нередко этих подходов было несколько, что побуждало творческие споры, временами перерастающие в настоящее соперничество.
Сейчас дискуссия о том, какое кино требуется зрителю — художественное (игровое) или документальное (неигровое) — кажется немного искусственной: следуя разным законам, предписанным жанром, кино отражает взгляд творца на реальность, приглашая зрителя посмотреть на мир его глазами. Но в 1920-е годы, когда только предстояло определить место и роль разных направлений кинематографа в жизни общества, соперничество Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова, подогреваемое прессой, с увлечением следившей за спором двух новаторов, казалось принципиальным.
Красный командир на Гражданской войне,
Красный командир на горячем коне…
Таким нам и представляется легендарный комдив Василий Иванович Чапаев. Правда нужно отметить, что реальному Василию Ивановичу в 1915 году перебило сухожилие на руке (она так и не восстановилась), а затем последовало ранение в ногу. Также надо помнить, что в Первую мировую войну он служил в пехотном полку, а до войны его деятельность была далека от верховой езды. Поэтому лихим кавалеристом он не был, старался передвигаться на автомобиле.
Но у киногероя не может быть таких проблем, поэтому на экране Чапаев на лихом белом коне ведет красноармейцев в атаку.
Фольклорного героя нарочно не придумаешь. Из огромного количества персонажей устного творчества, литературы, музыкального и изобразительного искусства в культурный код народа попадают единицы. И заранее не предсказать, кому повезет (или наоборот) остаться в памяти народа.
Каким образом командир дивизии, каких, в общем-то, во время Гражданской войны было множество, проделал путь до практически мифологического героя, персонажа народного творчества?