От революции в стране к революции в кино. Брезент, туман и потемкинская лестница

В наши дни Сергея Эйзенштейна часто обвиняют в том, что его фильм «Броненосец „Потемкин“» – это типичная агитка, которая спровоцировала неверное понимание событий 1905 года.
Но режиссер и не снимал документальное кино. Он говорил, что его задачей было показать человека, который гордо поднял голову и готов бороться за будущее всех людей. Что, без сомнения, удалось.

Моя библиотека

Почему же до сих пор версия Эйзенштейна воспринимается практически как документальная хроника? Многие эпизоды, показанные в кинофильме, попали в исторические справочники, учебники и даже энциклопедии, хотя ни один источник их не подтверждает. Ответ представляется очевидным: мастерство Эйзенштейна, его способность заставить поверить во все, что происходит на экране. Причем в основном успех фильма обеспечили либо случайное стечение обстоятельств, либо полностью придуманные сцены.

Screenshot

Первой такой сценой является, без сомнения, эпизод с попыткой расстрелять зачинщиков бунта. Сам Эйзенштейн объяснял, что брезент стал своего рода огромной повязкой на глазах приговоренных к расстрелу или гигантским саваном, который разделяет жертву и палача. Есть версия, что постановщик когда-то мог что-то подобное слышать или читать об английском флоте. В предыдущей статье отмечается, что на русском флоте о таком никогда не слышали. Более того, консультант (по совместительству исполнитель роли Матюшенко) настойчиво убеждал Эйзенштейна, что такого быть не могло. «Нас засмеют», – утверждал бывший мичман. На что режиссер ответил: «Если засмеют, так нам и надо. Значит, не смогли хорошо снять!». В итоге сняли настолько хорошо, что историю с брезентом до сих можно встретить в описаниях восстания.

Screenshot

Второй поражающей зрителя сценой можно назвать приход броненосца «Потемкин» в порт Одессы. Корабль прорывается сквозь туман, за которым поначалу ничего не видно. Туман был самый настоящий. Причем совершенно не запланированный: природа не согласовала со съемочной группой свои планы. Вместо ожидания хорошей погоды Эйзенштейн и оператор Тиссэ наняли лодку и снимали туман, чем вызвали смешки и язвительные комментарии окружающих. Но результат превзошел все ожидания – настолько эффектно выплывают из плотного тумана очертания броненосца.

Если речь идет о фильме «Броненосец „Потемкин“», совершенно невозможно пройти мимо эпизода расстрела на лестнице, вошедшего практически во все пособия по киноискусству. Этот эпизод придуман Эйзенштейном от начала до конца и не имеет никаких исторических оснований. И именно на примере этого эпизода будущих режиссеров обучают приему «монтаж аттракционов»: разные планы, виды, герои сменяют друг друга настолько быстро, что зритель не успевает вздохнуть. Причем какие-то события происходят нарочито медленно, а какие-то пролетают в один миг. Только что на зрителя наступали, чеканя шаг, солдаты, и в следующий миг – крупный план перекошенного от боли окровавленного лица женщины в разбитом пенсне. Сергей Эйзенштейн несколько лукавил, когда говорил, что вся сцена – сплошная импровизация. Режиссер сделал покадровый план, особенно выделив те эпизоды, которые должны были произвести максимальный эффект, среди которых, без сомнения, коляска с ребенком. Мы в подробностях видим, как колеса сходят с края ступени, как коляска начинает ехать. Кадры с коляской перемежаются с другими планами страшной расправы над жителями Одессы. А коляска все катится и катится, кажется, этому не будет конца. Когда Эйзенштейна упрекали в придумывании истории, особенно в этой сцене, он объяснил, что потемкинская лестница – это символ разных революционных событий: «Сцена на лестнице вобрала в себя и бакинскую бойню, и 9 января, когда так же, «доверчивой толпой» народ радуется весеннему воздуху свободы пятого года и когда эти порывы так же беспощадно давит сапогами реакция, как зверски подожгла Томский театр во время митинга разнузданная черная сотня погромщиков».

На премьере особый успех имел эпизод с поднятием красного знамени. На черно-белой пленке красный флаг оставался черным. Поэтому в качестве второго варианта был снят белый флаг. И именно его Эйзенштейн решил раскрасить непосредственно на пленке, причем именно на той версии, которая демонстрировалась на премьере в Большом театре. Работа оказалась кропотливой: раскрасить пришлось ни много ни мало 108 кадров. Зато потом никто не сомневался, что броненосец «Потемкин» гордо поднял красное революционное знамя, а не сигнальный флаг, предупреждающий о готовности открыть огонь.

Необычная история связана с музыкой к «Броненосцу „Потемкину“». На премьере зрители увидели кинофильм в сопровождении произведений Бетховена, время от времени слышались мелодии песен «Вы жертвою пали» и «Дубинушка». Во время проката в Германии Эдмунд Майзель создал новое музыкальное и звуковое сопровождение к фильму, которое невероятно понравилось Эйзенштейну. В 1950 году можно было увидеть легендарный фильм в сопровождении музыки Николая Крюкова. А многие наверняка смотрели «Потемкина» и слышали фрагменты нескольких симфоний Дмитрия Шостаковича – такую версию выпустили в 1976 году. Когда в 1996 году в Риге состоялся показ кинофильма в сопровождении Дрезденского оркестра, зрители подтвердили, что именно музыка Майзеля сумела подчеркнуть драматизм происходящего на экране.

Screenshot

Объясняя успех фильма, Эйзенштейн писал, что «Потемкин» выглядит, «как хроника событий, а действует, как драма». Здесь нет центрального персонажа, вокруг которого развивалось бы все действие. По требованию режиссера в фильме не снялся ни один известный публике актер – чтобы сохранилось впечатление, что перед нами обычные прохожие, матросы, революционеры. В центре – коллектив, экипаж мятежного «Потемкина», который, в отличие от реальных событий, не сомневается в верности выбранного пути.

Screenshot

Словарь понятий и терминов

Броненосец – броненосный артиллерийский корабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства на море.

Монтаж аттракционов – особый метод режиссерской работы в кино, реже – в театре. В его основе лежит сопоставление или столкновение разных тезисов, объектов и символов, сочетание которых эмоционально воздействует на зрителей, заставляет задуматься о какой-то проблеме.

Хроника – газетно-журнальный жанр, краткое сообщение о факте.

Черносотенцы – собирательное название представителей крайне правых организаций в России в 1905-1917 годах, выступавших с позиций русского национализма под лозунгами самодержавия и православия. Черносотенцы включали в себя реакционные, контрреволюционные и антисемитские группы, которые с потворства властей осуществляли нападения на революционные группы и совершали еврейские погромы.

Библиографический список

  1. Эйзенштейн С.М. Драматургия киноформы: статьи по истории кино / Сергей Эйзенштейн. — Москва: Эйзенштейн-центр, 2016. — 334, [1] с.
  2. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения [Текст]: В 6 т. — Т. 2.  — Москва: Искусство, 1964-1971.
  3. Эйзенштейн С.М. Монтаж / Сергей Михайлович Эйзенштейн. — Москва : ВГИК, 2000. — 588, [3] с.
  4. Эйзенштейн С. М. Рождение фильма // Искусство кино. — 1950. — № 4. – С.53-75.

Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов

  1. Власов М.П. Советский исторический и историко-революционный фильм [Текст]. — Москва : Знание, 1962. — 48 с.
  2. Воронова О. В. Советское кино [Текст] : К истории организации кинодела в России (1925-1930) / О. В. Воронова. — Москва : ЧеРо, 1997. — 79 с.
  3. Советское кино как эстетический и социокультурный феномен в международном контексте / Всероссийский государственный университет киноматографии имени С. А. Герасимова ; научные редакторы Н. А. Кочеляева, А. О. Сопин. — Москва : Альма Матер, 2022. — 750 с.
  4. Эйзенштейн в воспоминаниях современников / Сост.-ред., авт. примеч. и вступит ст. Р. Н. Юренев. М.: Искусство, 1974. — 422 с.

Публикации по теме

В сентябре 2023 года в здании штаба Черноморского флота в Севастополе случился пожар, в котором чудом уцелела икона святого праведного воина Федора Ушакова. И тогда многие вспомнили о великом полководце, который не проиграл ни одного сражения и не потерял ни одного корабля. За какие заслуги Федор Ушаков (1745-1817 гг.) стал покровителем военно-морского флота?
Подробностей биографии Федора Федоровича в открытых источниках достаточно. Немалое внимание уделено и сражениям, в которых Ушаков командовал русской флотилией. Но заслуги Ушакова – это не только талант тактика и способность быстро оценить сильные и слабые стороны как свои, так и противника. Не только благочестие и образ жизни, которые позволили Русской православной церкви канонизировать его. Ушаков – это олицетворение русского флота, которым мы по праву гордимся. Чтобы осознать это, стоит обратиться к непродолжительному периоду деятельности Ф.Ф. Ушакова в период 1787-1891 гг., когда флот создавался.

Эпоха авангарда в нашей стране стала временем поиска и открытий, которые перевернули понимание не только отечественного, но и мирового искусства. Пока в качестве единственного варианта предъявления действительности не был директивно установлен социалистический реализм, каждый вид искусства пополнился новыми приемами, формами и подходами. Нередко этих подходов было несколько, что побуждало творческие споры, временами перерастающие в настоящее соперничество.
Сейчас дискуссия о том, какое кино требуется зрителю — художественное (игровое) или документальное (неигровое) — кажется немного искусственной: следуя разным законам, предписанным жанром, кино отражает взгляд творца на реальность, приглашая зрителя посмотреть на мир его глазами. Но в 1920-е годы, когда только предстояло определить место и роль разных направлений кинематографа в жизни общества, соперничество Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова, подогреваемое прессой, с увлечением следившей за спором двух новаторов, казалось принципиальным.