Работа с изображениями. История России. Новгород Великий
Аполлинарий Васнецов. Новгородский торг XVII века.
Моя библиотека
«Новгородский торг XVII в.» отличает продуманность композиции и научная точность деталей. Изображение может быть использовано на разных этапах урока.
Этап мотивации. Представьте, что вы оказались в этом городе. Что вы видите? Куда бы вам захотелось пойти в первую очередь? Что вам нужно знать о городе, чтобы вам было интереснее и комфортнее в нем находиться? Методический комментарий. Данный прием позволит вовлечь учащихся в изучение картины. Описывая, что ребята видят, они будут фиксировать внимание на важных чертах Новгорода: торговля, судоходная река, особенности архитектуры. В дальнейшем эти аспекты будут освещаться в ходе урока, либо подтверждая предположения учащихся, либо опровергая их. При ответе на последний вопрос чаще всего ученики отмечают, что важно знать географические особенности города, как он управляется, какие здесь есть значимые памятники, то есть, по сути, ставят задачи на урок.
Этап актуализации. Предположите, о каком городе пойдет речь на сегодняшнем уроке. По каким признакам вы можете это установить? Методический комментарий. Определяя тему урока, учащиеся обращают внимание на все те же значимые «маркеры», по которым можно узнать Новгород: город на реке, много судов, развитая торговля, большой город, Софийский собор, иностранцы и т.п. На данном этапе можно обратиться к карте и актуализировать географическое положение Новгородской земли. Рекомендуется также вспомнить о строительстве Софийского собора и Ярославе Мудром. Это позволит в дальнейшем на уроке опереться на имеющиеся знания учеников.
Этап изучения нового материала. Назовите основное занятие жителей Новгорода. Как иллюстрация позволила вам ответить на вопрос? Чем вы можете объяснить тот факт, что Новгород являлся одной из самых богатых земель в период феодальной раздробленности? Методический комментарий. Данное изображение наглядно демонстрирует роль торговли в жизни Новгородской республики: мы видим торговые суда, рынок, иностранцев, судя по всему, заключающих торговые сделки. Предположения, сделанные на основе работы с иллюстрацией, рекомендуется подтвердить информацией из письменного источника или текста параграфа.
Этап закрепления изученного материала. Представьте, что вы пишете учебник истории. На страницах вашего учебника вы решили разместить данную иллюстрацию. Каким текстом об истории Новгородской республики вы будете сопровождать данную картину? Методический комментарий. Задание направлено на то, чтобы еще раз обобщить ключевую информацию о Новгородской земле. Тексты могут содержать сведения об особенностях географического положения Новгорода, хозяйственной жизни или культуры.
Этап обобщения. Вы ведете социальную сеть, в которой рассказываете об истории городов России. Вы написали пост об истории Новгорода и разместили данное изображение. Предложите 5 хештегов, которыми вы сопроводите публикацию. Методический комментарий. Данная форма задания очень хорошо воспринимается учениками. При этом оно содержит и функцию рефлексии, так как в хештегах можно отразить не только то, что ты усвоил на уроке, но и свое отношение и эмоциональное состояние.