Материалы для занятия по теме «Блокада Ленинграда»

Материалы для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных памятным событиям истории и великим достижениям культуры и науки.

Моя библиотека

Задания

Задание №1. «Норма хлеба»

Методический комментарий: демонстрация первого слайда с вопросом: «Что за ряд чисел перед вами?». После высказывания предположений комментарий учителя: «Этот ряд может казаться бессистемным, но только не для ленинградцев, для которых эта прогрессия знакома до боли. Эти числа — силы, покидающие организм; норма хлеба, уменьшившаяся за несколько месяцев блокады» (слайд №2). Далее возможна демонстрация видео «Блокадный хлеб».

Слайд 1
Слайд 2

Задание №2. «Что общего»

Методический комментарий: используется на мотивационном этапе. Ученикам предлагается понять, чем объединены предметы, изображенные на слайде. После того, как правильный ответ озвучен предлагается обсудить, как каждый из предметов связан с Блокадой. Возможен вопрос: «Какого символа блокады не хватает среди изображенных?».

Комментарии для обсуждения изображений

Санки и бидон

На детских санках, узеньких, смешных,
 в кастрюльках воду голубую возят,
 дрова и скарб, умерших и больных…
 Ольга Берггольц

Воспоминания учительницы Софьи Саговской: «Страшно вспоминать зиму 1941 года! …Трескучий мороз. Ртуть в термометре приближается к 40°. Под ногами или лед от пролитой воды, которую приходится таскать ведрами, или огромные сугробы снега, которые некому убирать… Как заколдованные чудовища в сказочном сне, стоят обледеневшие трамваи. Длинными белыми нитями свисают оборванные провода. По утрам вереницей тянутся санки с мертвецами в белых саванах. Идешь, а дорога тянется; кажется, нет и не будет ей конца». 
 Из блокадных дневников:
 «„Мы на коленочки вставали около проруби и черпали воду ведром. Я с папой всегда ходила, у нас ведро было и большой бидон. И вот пока довезем эту воду, она, конечно, уже в лед превращается. Приносили домой, оттаивали ее. Эта вода, конечно, грязная была. Ну, кипятили ее. На еду немножко, а потом на мытье надо было. Приходилось чаще ходить за водой. И было страшно скользко. Спускаться вниз к проруби было очень трудно. Потому что люди очень слабые были: часто наберет воду в ведро, а подняться не может. Друг другу помогали, тащили вверх, а вода опять проливалась“.
 
«Книга о ботве»
«Варили похлебку из столярного клея, разбавляя его до такой степени водой, чтобы он переставал клеиться. Если разбавить его недостаточно, то он склеивал желудок, и наступала смерть. Однажды, вспоминает Виктор Дмитриевич, отец пришел домой и принес охапку травы, которая пробилась через снег. Они вскипятили эту траву, попили чайку — это и был ужин».

Меню «После голодовки»
«Меню после голодовки, если я останусь жива.
      1-е блюда. Супа: картофельный с грибами, овсяный, перловый, щи кислые с мясом.
      2-е блюда. Каши: овсяная с маслом, пшенная, перловая, гречневая, рисовая, манная. Мясные блюда: котлеты с пюре, сосиски с пюре. Или с кашей.
     Об этом я и не мечтаю, т[ак] к[ак] до этого нам не дожить!»
  Это меню, написанное Валей Чепко во время блокады, долгое время считалось одной из последних записей девочки, жившей в Ленинграде. Тем не менее ей удалось дожить до эвакуации и пережить войну.

Столярный клей 
«Варили похлебку из столярного клея, разбавляя его до такой степени водой, чтобы он переставал клеиться. Если разбавить его недостаточно, то он склеивал желудок, и наступала смерть. Однажды, вспоминает Виктор Дмитриевич, отец пришел домой и принес охапку травы, которая пробилась через снег. Они вскипятили эту траву, попили чайку — это и был ужин».

Источник: https://arzamas.academy/materials/1465

Задание №3. «Пушки говорили, но музы не молчали»

«Я говорю с вами из Ленинграда в то время, когда у самых ворот его идут жестокие бои с врагом. Я говорю с фронта. Вчера утром я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения. Работаю я над ним с июня 1941 года, несмотря на военное время. Если мне удастся написать сочинение хорошо, тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я вам это сообщаю? Для того, чтобы все знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем боевую вахту. И работники культуры так же честно, самоотверженно выполняют свой долг, как и все граждане нашей необъятной Родины. И чем лучше, чем прекраснее будет наше искусство, тем больше возрастет уверенность, что его никто никогда не разрушит. Через некоторое время я закончу свою Седьмую симфонию. Заверяю вас от имени всех ленинградцев, работников культуры и искусства, что мы непобедимы и что мы всегда стоим на своем боевом посту».

«Свою седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро. Я не мог ее не писать. Кругом шла война. Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке. С первых дней войны я сел за рояль и начал работать. Работал напряженно, мне хотелось написать произведение о наших днях, о моих современниках, которые не жалели сил и жизни во имя победы над врагом. В перерывах между работой я выходил на улицу и с болью и гордостью смотрел на любимый город. Он стоял опаленный пожарами, испытавший все страдания войны. Ленинград боролся. Это была мужественная борьба. К концу 1941 года я закончил эту симфонию, написанную словно на едином дыхании…»

«В это время я выполнял две обязанности: композитора и пожарника – дежурил на крыше консерватории. И таскал туда партитуру, не мог от нее оторваться. Знаете, иногда можешь все-таки оторваться, а вот тогда я не мог. Не люблю такие слова про себя говорить, но это была самая моя вдохновенная работа». 

Воспоминания Д.Д. Шостаковича, записанные и отредактированные
 С. Волковым

Вопросы и задания.

  1. Что вы знаете о Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче? Прочитайте его воспоминания о работе над Симфонией в блокадном Ленинграде в 1941 году. Как вы понимаете фразу: «В это время я выполнял две обязанности: композитора и пожарника…»?
  2. Какую гражданскую позицию занимает Дмитрий Шостакович? Как воспоминания характеризуют его как гражданина своей страны?
  3. Прослушайте Седьмую симфонию. Что вы запомнили из этого прослушивания? Почему так важно было для Шостаковича написать это произведение?
  4. Виссарион Белинский писал: «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». Согласны ли вы с этим утверждением? Как его можно соотнести с историей Д. Шостаковича? Что для вас значит быть «хорошим гражданином» своей страны, понимать свою культурную самоидентификацию?
  5. Какие примеры гражданских поступков и гражданской позиции вы знаете и для вас они являются компасом гражданской и культурной самоидентификации?

┕──━──━──┑◆┍──━──━──┙

Изображения

Изображения «Дмитрий Шостакович во время Блокады»

На фотографии №1 изображены пожарные во время работы, на фотографии №2 — Дмитрий Шостакович в форме пожарного. Для обсуждения предлагаются вопросы: «Знаком ли вам кто-то из людей на фото?» (№1) и «Знаете ли вы кто изображен на этом фото?» (№2). Выслушиваются предположения. Далее предлагается работа с текстом («Шостакович. Сторителлинг»).

Источник: https://waralbum.ru

┕──━──━──┑◆┍──━──━──┙

Видеоматериалы

Видео №1. Блокада Ленинграда

Видеоролик кратко раскрывает основную информацию о Блокаде Ленинграда, делая акцент на известных фактах, цифрах. Использование видео возможно на этапе актуализации или на обобщающем в качестве мини-проекта: «Если бы вам нужно было создать одноминутное видео о Блокаде Ленинграда, что бы вы рассказали, какие факты включили?»

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=zwM2gVY9qes
Продолжительность:
1 мин. 00 сек.

Видео №2. Блокадный хлеб

Видеоролик повествует об истории хлеба во времена Блокады, о составе, изменении нормы, карточках. Видео рекомендуется использовать в связке с заданием «Норма хлеба».

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/
Продолжительность:
1 мин. 13 сек.

Видео №3. История ленинградской девочки

В видео жительница блокадного Ленинграда, Вера Николаевна Бельчич, вспоминает свою историю спасения. Видеоряд сопровождается авторскими рисунками и фрагментами из блокадных дневников. 

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=nj-LEIr7LSQ
Продолжительность:
9 мин. 27 сек.

Видео №4. Дневник Тани Савичевой

Видео раскрывает одно из самых страшных свидетельств войны, блокадную хронику глазами ребенка.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=L_gJP97D5XA
Продолжительность:
4 мин. 58 сек.

Видео №5. Дмитрий Шостакович играет Ленинградскую симфонию

Хроникальное видео первого исполнения фрагмента Ленинградской симфонии Дмитрием Шостаковичем в городе Куйбышев в 1942 году. Видео может быть использовано в связке с аудиозаписью Седьмой симфонии, изображениями Д. Шостаковича и заданиями, основанными на его воспоминаниях.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=0kU3Q_Vi81w
Продолжительность:
2 мин. 02 сек.

Публикации по теме