Материалы для занятия по теме «Блокада Ленинграда»
Материалы для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных памятным событиям истории и великим достижениям культуры и науки.
Моя библиотека
Задания
Задание №1. «Норма хлеба»
Методический комментарий: демонстрация первого слайда с вопросом: «Что за ряд чисел перед вами?». После высказывания предположений комментарий учителя: «Этот ряд может казаться бессистемным, но только не для ленинградцев, для которых эта прогрессия знакома до боли. Эти числа — силы, покидающие организм; норма хлеба, уменьшившаяся за несколько месяцев блокады» (слайд №2). Далее возможна демонстрация видео «Блокадный хлеб».
Задание №2. «Что общего»
Методический комментарий: используется на мотивационном этапе. Ученикам предлагается понять, чем объединены предметы, изображенные на слайде. После того, как правильный ответ озвучен предлагается обсудить, как каждый из предметов связан с Блокадой. Возможен вопрос: «Какого символа блокады не хватает среди изображенных?».
Комментарии для обсуждения изображений
Санки и бидон
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных…
Ольга Берггольц
Воспоминания учительницы Софьи Саговской: «Страшно вспоминать зиму 1941 года! …Трескучий мороз. Ртуть в термометре приближается к 40°. Под ногами или лед от пролитой воды, которую приходится таскать ведрами, или огромные сугробы снега, которые некому убирать… Как заколдованные чудовища в сказочном сне, стоят обледеневшие трамваи. Длинными белыми нитями свисают оборванные провода. По утрам вереницей тянутся санки с мертвецами в белых саванах. Идешь, а дорога тянется; кажется, нет и не будет ей конца».
Из блокадных дневников:
«„Мы на коленочки вставали около проруби и черпали воду ведром. Я с папой всегда ходила, у нас ведро было и большой бидон. И вот пока довезем эту воду, она, конечно, уже в лед превращается. Приносили домой, оттаивали ее. Эта вода, конечно, грязная была. Ну, кипятили ее. На еду немножко, а потом на мытье надо было. Приходилось чаще ходить за водой. И было страшно скользко. Спускаться вниз к проруби было очень трудно. Потому что люди очень слабые были: часто наберет воду в ведро, а подняться не может. Друг другу помогали, тащили вверх, а вода опять проливалась“.
«Книга о ботве»
«Варили похлебку из столярного клея, разбавляя его до такой степени водой, чтобы он переставал клеиться. Если разбавить его недостаточно, то он склеивал желудок, и наступала смерть. Однажды, вспоминает Виктор Дмитриевич, отец пришел домой и принес охапку травы, которая пробилась через снег. Они вскипятили эту траву, попили чайку — это и был ужин».
Меню «После голодовки»
«Меню после голодовки, если я останусь жива.
1-е блюда. Супа: картофельный с грибами, овсяный, перловый, щи кислые с мясом.
2-е блюда. Каши: овсяная с маслом, пшенная, перловая, гречневая, рисовая, манная. Мясные блюда: котлеты с пюре, сосиски с пюре. Или с кашей.
Об этом я и не мечтаю, т[ак] к[ак] до этого нам не дожить!»
Это меню, написанное Валей Чепко во время блокады, долгое время считалось одной из последних записей девочки, жившей в Ленинграде. Тем не менее ей удалось дожить до эвакуации и пережить войну.
Столярный клей
«Варили похлебку из столярного клея, разбавляя его до такой степени водой, чтобы он переставал клеиться. Если разбавить его недостаточно, то он склеивал желудок, и наступала смерть. Однажды, вспоминает Виктор Дмитриевич, отец пришел домой и принес охапку травы, которая пробилась через снег. Они вскипятили эту траву, попили чайку — это и был ужин».
Источник: https://arzamas.academy/materials/1465
Задание №3. «Пушки говорили, но музы не молчали»
«Я говорю с вами из Ленинграда в то время, когда у самых ворот его идут жестокие бои с врагом. Я говорю с фронта. Вчера утром я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения. Работаю я над ним с июня 1941 года, несмотря на военное время. Если мне удастся написать сочинение хорошо, тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я вам это сообщаю? Для того, чтобы все знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем боевую вахту. И работники культуры так же честно, самоотверженно выполняют свой долг, как и все граждане нашей необъятной Родины. И чем лучше, чем прекраснее будет наше искусство, тем больше возрастет уверенность, что его никто никогда не разрушит. Через некоторое время я закончу свою Седьмую симфонию. Заверяю вас от имени всех ленинградцев, работников культуры и искусства, что мы непобедимы и что мы всегда стоим на своем боевом посту».
«Свою седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро. Я не мог ее не писать. Кругом шла война. Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке. С первых дней войны я сел за рояль и начал работать. Работал напряженно, мне хотелось написать произведение о наших днях, о моих современниках, которые не жалели сил и жизни во имя победы над врагом. В перерывах между работой я выходил на улицу и с болью и гордостью смотрел на любимый город. Он стоял опаленный пожарами, испытавший все страдания войны. Ленинград боролся. Это была мужественная борьба. К концу 1941 года я закончил эту симфонию, написанную словно на едином дыхании…»
«В это время я выполнял две обязанности: композитора и пожарника – дежурил на крыше консерватории. И таскал туда партитуру, не мог от нее оторваться. Знаете, иногда можешь все-таки оторваться, а вот тогда я не мог. Не люблю такие слова про себя говорить, но это была самая моя вдохновенная работа».
Воспоминания Д.Д. Шостаковича, записанные и отредактированные
С. Волковым
Вопросы и задания.
- Что вы знаете о Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче? Прочитайте его воспоминания о работе над Симфонией в блокадном Ленинграде в 1941 году. Как вы понимаете фразу: «В это время я выполнял две обязанности: композитора и пожарника…»?
- Какую гражданскую позицию занимает Дмитрий Шостакович? Как воспоминания характеризуют его как гражданина своей страны?
- Прослушайте Седьмую симфонию. Что вы запомнили из этого прослушивания? Почему так важно было для Шостаковича написать это произведение?
- Виссарион Белинский писал: «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». Согласны ли вы с этим утверждением? Как его можно соотнести с историей Д. Шостаковича? Что для вас значит быть «хорошим гражданином» своей страны, понимать свою культурную самоидентификацию?
- Какие примеры гражданских поступков и гражданской позиции вы знаете и для вас они являются компасом гражданской и культурной самоидентификации?
┕──━──━──┑◆┍──━──━──┙
Изображения
Изображения «Дмитрий Шостакович во время Блокады»
На фотографии №1 изображены пожарные во время работы, на фотографии №2 — Дмитрий Шостакович в форме пожарного. Для обсуждения предлагаются вопросы: «Знаком ли вам кто-то из людей на фото?» (№1) и «Знаете ли вы кто изображен на этом фото?» (№2). Выслушиваются предположения. Далее предлагается работа с текстом («Шостакович. Сторителлинг»).
Источник: https://waralbum.ru
┕──━──━──┑◆┍──━──━──┙
Видеоматериалы
Видео №1. Блокада Ленинграда
Видеоролик кратко раскрывает основную информацию о Блокаде Ленинграда, делая акцент на известных фактах, цифрах. Использование видео возможно на этапе актуализации или на обобщающем в качестве мини-проекта: «Если бы вам нужно было создать одноминутное видео о Блокаде Ленинграда, что бы вы рассказали, какие факты включили?»
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=zwM2gVY9qes
Продолжительность: 1 мин. 00 сек.
Видео №2. Блокадный хлеб
Видеоролик повествует об истории хлеба во времена Блокады, о составе, изменении нормы, карточках. Видео рекомендуется использовать в связке с заданием «Норма хлеба».
Источник: https://razgovor.edsoo.ru/
Продолжительность: 1 мин. 13 сек.
Видео №3. История ленинградской девочки
В видео жительница блокадного Ленинграда, Вера Николаевна Бельчич, вспоминает свою историю спасения. Видеоряд сопровождается авторскими рисунками и фрагментами из блокадных дневников.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=nj-LEIr7LSQ
Продолжительность: 9 мин. 27 сек.
Видео №4. Дневник Тани Савичевой
Видео раскрывает одно из самых страшных свидетельств войны, блокадную хронику глазами ребенка.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=L_gJP97D5XA
Продолжительность: 4 мин. 58 сек.
Видео №5. Дмитрий Шостакович играет Ленинградскую симфонию
Хроникальное видео первого исполнения фрагмента Ленинградской симфонии Дмитрием Шостаковичем в городе Куйбышев в 1942 году. Видео может быть использовано в связке с аудиозаписью Седьмой симфонии, изображениями Д. Шостаковича и заданиями, основанными на его воспоминаниях.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=0kU3Q_Vi81w
Продолжительность: 2 мин. 02 сек.