Материалы занятия по теме «День народного единства»

Материалы для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных памятным событиям истории и великим достижениям культуры и науки.

Моя библиотека

Тексты

Текст №1

Методический комментарий. Данный текст раскрывает историю памятника Минину и Пожарскому, установленному на Красной площади в Москве. Материал может быть использован учителем в процессе подготовки к занятию, при составлении презентации учащимися.

В первом проекте Минин стоял в подпоясанном хитоне, в плаще и вытянутой левой рукой указывал на Москву. Князь Пожарский, также облачённый в хитон, в сильно развевающемся плаще и римском шлеме, устремлялся вперёд. Одной рукой он высоко поднимал щит, другой держался за меч вместе с Мининым. В данной композиции скульптура Минина выглядела более статично, чем Пожарского, которой придавалось движение. Обе фигуры были композиционно связаны, как и в окончательной работе Гравюры нового проекта, разосланные по подписке в начале 1809 года, значительно отличались от первого варианта и почти совпадали с окончательным. Фигура Минина занимала главенствующую позицию с указывающим жестом правой руки. Одежда нижегородского старосты упростилась: он был без плаща, хитон стал похож на русскую рубаху. Образ Пожарского ещё не был найден, поэтому вместо изначальной стремительности движения стали более пассивны.

Князь приподнимался с места, чтобы последовать за Мининым. Одежда Пожарского по-прежнему была античная, но щит с изображением нерукотворного Спаса стал больше похож на русский. Центром композиции оставался меч. Впоследствии произошли новые изменения в проекте, однако основные черты скульптурного монумента были заложены в этой работе.

В конечном варианте памятник приобрёл более строгий облик, а изменения в деталях фигур придали точности идейному замыслу. Минину всё так же отвели первую роль. Вскинутой рукой он призывает народ на борьбу с польскими интервентами, другой рукой передаёт меч Пожарскому, чтобы тот возглавил ополчение. Одет Минин в хитон с добавлением русского узора, что напоминает рубаху крестьянина, на ногах порты. Широкий шаг и выдающийся вперёд торс придают фигуре Минина уверенность и силу. Пожарский, опираясь на щит с изображением Спаса, приподнимается с ложа и принимает меч из руки Минина, нога его вытянута. Эта поза показывает, что князь ещё не оправился от ран, но готов последовать за призывом нижегородского старосты. Как и в гравюре, меч является центральным связующим звеном в композиции, олицетворяющим единство народа. Позади него находится шлем, который видно только с обратной стороны памятника. Высота скульптурной группы составляет около 4,6 м, по другим данным — 4,5 м. В августе 1941 года на всякий случай был произведен обмер памятника архитектором М. Мугалинским под контролем члена-корреспондента Академии архитектуры А.В. Бунина, чертеж сохранился.

Источник: МКУК ЦБС Советского района Центральная районная библиотека им. Б. Панина Отдел библиографии и автоматизации библиотечных процессов

Текст №2

Методический комментарий. Стихотворение, посвященное Дню народного единства, может быть использовано на мотивационном этапе или в качестве эпиграфа к уроку. Текст позволяет почувствовать сопричастность к празднику, развить эмоциональную сферу и умение анализировать текст.
Один в поле не воин — с детства нам говорят? 
И вместе должны народы несчастьям противостоять.
Ведь радостно так живётся и столь бесконечен мир,
Когда под огромным солнцем ты знаешь, что не один.
Пусть спорятся добрые дела, соединяя сердца,
Пусть дружба объединяет и страны, и города,
И вместе смеются дети, и радость бежит вперёд,
И к людям большой планеты успех и любовь придёт.

Источник: МКУК ЦБС Советского района Центральная районная библиотека им. Б. Панина Отдел библиографии и автоматизации библиотечных процессов

Текст №3

Методический комментарий. Текст рассказывает о событиях Смутного времени. С помощью текста учитель может обсудить с учащимися один из примеров сплоченности и героизма русского народа. Текст может служить основой для задания, в котором обучающимся нужно привести другие исторические примеры объединения народа.

Во второй половине 1611 года, со взятием Смоленска и Новгорода, с усилением самозванщины во Пскове, вся западная часть Московского государства попала в руки врагов. Сама Москва оставалась в их власти, а ополчение, собранное для ее освобождения, распадалось, побежденное не врагами, а внутренней рознью. Русские люди оставались без руководителей против сильных врагов государства и общества. Время настало критическое.

Опаснее других были поляки, но они же своей оплошностью и помогли оправиться русским людям. После взятия Смоленска король Сигизмунд отправился в Польшу на сейм праздновать вместо того, чтобы идти на помощь польскому гарнизону в Москве. Русские же еще не считали себя побежденными, а свое дело потерянным. Из города в город сообщали известия о событиях, пересылали грамоты, полученные из Москвы или из других мест, писали о том, как следует держаться и поступать русским людям в их тяжелом положении. В этих посланиях заключались целые политические программы. Все поволжские города, горные и луговые, согласились в том, чтобы им «быть в совете и единении», охранять общественный порядок, не допускать грабежей, не заводить усобиц.         

Во главе был поставлен патриарх Гермоген, человек с чрезвычайной нравственной силой и громадным политическим влиянием. Он раньше всех осознал, что иноземный царь, особенно польский, невозможен в Москве. В городах были свои вожаки – люди, более воодушевленные, яснее и дальше других смотревшие. Много можно насчитать в то время таких деятелей. Одному из них – Кузьме Минину – суждена была главная роль в общеземском движении; другому – князю Дмитрию Пожарскому – пришлось стать всей земли воеводой.

Источник: https://clck.ru/344QB5

┕──━──━──┑◆┍──━──━──┙

Интерактивные задания

Лента времени: «История Дня народного единства»

Описание и методический комментарий. Лента времени: «История Дня народного единства»

Описание и методический комментарий. В игре отражены даты, важные для истории становления Дня народного единства: от начала Смуты до установления праздника как государственного. С помощью задания учащиеся могут закрепить полученные на уроке знания.
Ссылка: https://learningapps.org/watch?v=pkd7cniq223

Интерактивная игра «Скачки»

Описание и методический комментарий. Вопросы игры нацелены на знакомство с интересными, неожиданными историческими фактами, связанными с историей освобождения Москвы от польской интервенции. Игра вносит в занятие соревновательный и мотивационный элемент. Возможно индивидуальное участие или игра в паре на скорость. Работа с ресурсом может замотивировать учащихся на изучение истории.
Ссылка: https://learningapps.org/watch?v=p57zpjqic23

┕──━──━──┑◆┍──━──━──┙

Изображения

Верещагин В.П. Осада Троице-Сергиевой лавры, 1891
Источник: https://rusmuseumvrm.ru
Маковский К. Воззвание Минина к нижегородцам, 1896 Источник: https://artmuseumnn.ru
Мартос И. Памятник Минину и Пожарскому в Москве
Источник: https://www.culture.ru
Как праздновали 4 ноября с 2005 по 2014 год?

В инфографике отражены события культурной и социальной жизни страны, приуроченные к празднованию Дня народного единства.

Что мы празднуем 4 ноября?

В инфографике отражены все исторические даты, связанные со Смутным временем до и после изгнания поляков и историей появления праздника.

Инфографики могут быть использованы учителем как самостоятельные информационные буклеты или как элемент одного из заданий, развивающих читательскую грамотность (умение работать с несплошными текстами).

┕──━──━──┑◆┍──━──━──┙

Видеоматериалы

Видео №1. Социальный ролик «Я, как и ты, — человек»

Видео демонстрирует представителей разных национальностей, религий и разного пола и возраста. Посыл ролика: все мы — жители огромной страны, каждый из нас имеет возможность любоваться красотой природы и быть частью мира. Нас много, и мы разные, но все мы одинаково можем радоваться или восхищаться, плакать и быть грустными. Всех объединяет богатая история, вековые традиции, общее настоящее и великое будущее. Видео может быть использовано на мотивационном этапе или во время рефлексии. На его основе можно организовать групповую работу, в процессе которой развиваются навыки анализа и формируются социально-нравственные ценности.
Продолжительность: 4 мин 18 сек
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=WvwbRPPkI6o

    Видео №2,3. Биография Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

    Видеоролики кратко раскрывают биографические данные К. Минина, Д. Пожарского и делают акцент на их личностных качествах, позволивших русскому ополчению одержать победу над интервентами. Видео рекомендуется использовать при знакомстве обучающихся с предводителями ополчения, возможно также использование на обобщающем этапе в качестве мини-проекта: «Какие бы факты вы включили в минутное видео о К. Минине или Д. Пожарском» (индивидуальная или групповая работа).
    Продолжительность: 1 мин
    Источники: https://www.youtube.com/watch?v=AbnHw7JMxiI; https://www.youtube.com/watch?v=tC1WJdZFvBA

    Видео №4. Фрагмент из фильма «Минин и Пожарский» (Мосфильм, 1939 год)

    Пятиминутный фрагмент знакомит с патриотической деятельностью К. Минина. Центральное место занимает кинорассказ о сражении в 1612 году между польскими войсками и народным ополчением. Видео рекомендуется к просмотру после ознакомления с историей праздника.
    Продолжительность: 5 мин. 2 сек.
    Источник: https://www.youtube.com/watch?v=wGAFVfF9OQo

    ┕──━──━──┑◆┍──━──━──┙

    Публикации по теме